Педагогика ПЕДАГОГИКА УДК 377 О. В. Журавлева ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ Аннотация. <...> Изменение условий жизнедеятельности личности и ее инновационный менталитет активизировали проблемы личностного и профессионального самоопределения. <...> Старший школьный возраст является периодом первичной, амбивалентной оптации. <...> Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. <...> В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. <...> Предмет исследования – особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников Пензенской области. <...> Были определены следующие задачи: провести теоретико-методологический анализ, выявить состояние проблемы в современной психологической науке; с помощью комплекса методик изучить особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников; изучить профессиональную ориентацию старшеклассников Пензенской области; сравнить мотивацию выбора профессии и профессиональную ориентацию юношей и девушек. <...> Проблема исследования рассматривается в разных аспектах: с точки зрения развития общества и образования (Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, А. В. Петровский и др.), социализации личности и ее рефлексии в аспекте образования (В. <...> Фромм), социальной адаптации личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн) и ее социальной зрелости (Г. М. Андреева, Д. А. Леонтьев и др.) <...> . Феномен профессионального самоопределения раскрывается с двух точек оценки социальной позиции: человек для профессии (работы С. Я. Батышева, В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой) и профессия для человека (исследования Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, И. П. Смирнова и др.) <...> Использованные методики: тест «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун), методика определения основных <...>