Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №4 2014

КОМЕДИЯ «РАЗДЕЛ» (1853) В ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РАННЕГО А. Ф. ПИСЕМСКОГО И В КОНТЕКСТЕ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТимашова
Страниц10
ID550357
АннотацияАктуальность и цели. Статья содержит целостный внутренний, сопоставительный и историко-сопоставительный анализ одной из наименее изученных комедий А. Ф. Писемского – «Раздел». Цель работы – изучение индивидуальной поэтики раннего творчества драматурга: законы построения, проблематика, предмет сатирического разоблачения; а также места пьесы «Раздел» на страницах журнала «Современник» Материалы и методы. Рассматриваются все авторские варианты пьесы А. Ф. Писемского «Раздел», а также пьеса И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя», в контексте содержания журнала «Современник» середины 1850-х гг. и редакционной переписки. Статья синтезирует сопоставительный, историколитературный и журнально-критический методы. Результаты. Комплексный анализ содержания «Современника» 1850–1852 гг. показал, что редакция наблюдала за творчеством Писемского, считая его обличительные идеи совпадающими с собственной программой; однако появление «Раздела» показало, что протест Писемского проистекает из иного понимания человеческой природы. Предметом творческого соперничества в пьесе Писемского «Раздел» автор считает комедию И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ». Эта комедия, близкая редакции «Современника», выражает убеждения просвещенных западников о человеческом невежестве как главной причине невозможности «полюбовного дележа», тогда как Писемский доказывает, что человеческая натура не избавилась еще от животных инстинктов. Выводы. Комедия «Раздел» послужила идейной и сюжетно-композиционной основой поздних «социальных памфлетов» (П. В. Анненков) драматурга, таких как «Ваал», «Финансовый гений». Пьесы Писемского составляют особую линию в развитии русской драматургии середины ХIХ в., неразрывно связанную с магистральной, но оригинальную.
УДК821.161.109+929
Тимашова, О.В. КОМЕДИЯ «РАЗДЕЛ» (1853) В ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РАННЕГО А. Ф. ПИСЕМСКОГО И В КОНТЕКСТЕ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» / О.В. Тимашова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2014 .— №4 .— С. 140-149 .— URL: https://rucont.ru/efd/550357 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тимашова КОМЕДИЯ «РАЗДЕЛ» (1853) В ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РАННЕГО А. Ф. <...> Статья содержит целостный внутренний, сопоставительный и историко-сопоставительный анализ одной из наименее изученных комедий А. Ф. Писемского – «Раздел». <...> Цель работы – изучение индивидуальной поэтики раннего творчества драматурга: законы построения, проблематика, предмет сатирического разоблачения; а также места пьесы «Раздел» на страницах журнала «Современник». <...> Рассматриваются все авторские варианты пьесы А. Ф. Писемского «Раздел», а также пьеса И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя», в контексте содержания журнала «Современник» середины 1850-х гг. и редакционной переписки. <...> Комплексный анализ содержания «Современника» 1850–1852 гг. показал, что редакция наблюдала за творчеством Писемского, считая его обличительные идеи совпадающими с собственной программой; однако появление «Раздела» показало, что протест Писемского проистекает из иного понимания человеческой природы. <...> Предметом творческого соперничества в пьесе Писемского «Раздел» автор считает комедию И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ». <...> Эта комедия, близкая редакции «Современника», выражает убеждения просвещенных западников о человеческом невежестве как главной причине невозможности «полюбовного дележа», тогда как Писемский доказывает, что человеческая натура не избавилась еще от животных инстинктов. <...> Комедия «Раздел» послужила идейной и сюжетно-композиционной основой поздних «социальных памфлетов» (П. В. Анненков) драматурга, таких как «Ваал», «Финансовый гений». <...> Пьесы Писемского составляют особую линию в развитии русской драматургии середины ХIХ в., неразрывно связанную с магистральной, но оригинальную. <...> Ключевые слова: А. Ф. Писемский, пьеса «Раздел», жанр комедии в творчестве Писемского, И. С. Тургенев, пьеса «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ», журнал «Современник», Н. А. Некрасов, тема тяжбы за наследство в русской <...>