Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» П.А. Феклистов, И.Б. Амосова МОРФОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ (BETULA PENDULA ROTH.) <...> Ф36 Морфолого-физиологические и экологические особенности березы повислой (Betula pendula Roth.) в таежной зоне: монография / П.А. Феклистов, И.Б. Амосова; Сев. <...> ISBN 978-5-261-00856-9 Изложены результаты исследования водного режима листьев и древесины березы повислой, изучено весеннее сокодвижение. <...> Дано морфологическое описание деревьев березы, прирост ее по диаметру, рассмотрены показатели анатомического строения годичного кольца. <...> Подробно обсуждаются вопросы асимметрии листовой пластинки на удлиненных и укороченных побегах и возможности использования показателей флуктуирующей асимметрии для целей биоиндикации. <...> В связи с тем, что площадь березняков постоянно увеличивается, а береза стала одной из основных лесообразующих пород, необходимо исследовать развитие ее популяций и изучить ее эколого-биологические свойства. <...> (1978) и некоторые другие авторы в своих работах отмечают положительный эффект от произрастания березы повислой в защитных лесополосах вдоль дорог, на полях и в посадках, что связывают с ее интенсивным ростом и пылеустойчивостью (Щепотьев, 1962; Гроздова, 1979; Русаленко, 1986; Козьмин, 2004). <...> В исследованиях Е.М. Руновой и О.А. Костроминой (2007) установлено, что в зоне сильного техногенного загрязнения площадь хвойных лесов сокращается, а площадь березняков увеличивается. <...> Древесина березы широко употребляется в производстве ружейного ложа, экипажей, спортивного и сельскохозяйственного инвентаря, бытовых изделий. <...> Влажность древесины Одним из важнейших экологических факторов является вода. <...> Количество годичных колец участвующих в проведении воды различается <...>
Морфолого-физиологические_и_экологические_особенности_березы_повислой_(Betula_pendula_Roth.)_в_таежной_зоне_монограия.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
П.А. Феклистов, И.Б. Амосова
МОРФОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕЗЫ
ПОВИСЛОЙ (BETULA PENDULA ROTH.)
В ТАЕЖНОЙ ЗОНЕ
Монография
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
1
Стр.1
УДК 630*
ББК 43.4
Ф36
Рецензенты:
В.В. Беляев, ведущий научный сотрудник Института экологических проблем
Севера УрО РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор;
Д.П. Дрожжин, ведущий консультант отдела науки и высшей школы
министерства образования, науки и культуры Архангельской области,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Феклистов, П.А.
Ф36
Морфолого-физиологические и экологические особенности
березы повислой (Betula pendula Roth.) в таежной зоне: монография
/ П.А. Феклистов, И.Б. Амосова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 214 с.: ил.
ISBN 978-5-261-00856-9
Изложены результаты исследования водного режима листьев и древесины
березы повислой, изучено весеннее сокодвижение. Дано морфологическое
описание деревьев березы, прирост ее по диаметру, рассмотрены
показатели анатомического строения годичного кольца. Оценивается
поражение древесины гнилями в связи с возрастом деревьев и
их диаметрами. Подробно обсуждаются вопросы асимметрии листовой
пластинки на удлиненных и укороченных побегах и возможности использования
показателей флуктуирующей асимметрии для целей биоиндикации.
Предназначена
для ботаников и экологов, работников лесной отрасли,
преподавателей вузов, техникумов и школ, аспирантов и студентов.
УДК
630*
ББК 43.4
ISBN 978-5-261-00856-9 © Феклистов П.А., Амосова И.Б., 2013
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2013
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с интенсивными рубками хвойных лесов, а также периодическими
лесными пожарами, по всей территории Российской
Федерации постоянно увеличивается площадь вторичных лесов, в
которых значительную часть занимают лиственные древостои. На
территории Архангельской области, где до этого неизменно господствовали
хвойные, в результате тех же процессов, береза стала
одной из основных лесообразующих пород.
Береза широко распространена по всему северному полушарию
от субтропиков до лесотундры, и ареал произрастания ее продолжает
увеличиваться дальше на север (Ермакова, 1986; Сизоненко,
2004). Она распространена в разных природноклиматических зонах,
благодаря своей значительной экологической пластичности,
что позволяет ей приспосабливаться к экстремальным условиям
обитания. Все это делает ее удобным объектом биоиндикации и
выявления адаптационных механизмов. Исследования, которые
проводились на Европейском Севере в березовых насаждениях, в
основном касались таксации березовых насаждений (Чупров,
1986, 2008; Неволин, 1998, 2002). Работ по биологическим и эколого-физиологическим
свойствам березы крайне мало. В то же
время актуальным является изучение особенностей водного режима,
анатомического строения и подверженности гниению древесины
березы повислой.
Еще одним немаловажным аргументом в пользу изучения березы,
является, то, что она может образовывать устойчивые зеленые
зоны в условиях повышенного антропогенного воздействия и
большого количества техногенных выбросов, где хвойные насаждения
не жизнеспособны (Буторина, 2005; Мокров, 2005; Груммо,
2006; Маракаев, 2006; Жиров, 2007; Аралбаева, 2009).
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) .............................................................................. 4
1.1. Биоэкологические особенности ................................................... 4
1.2. Водный режим ............................................................................... 9
1.3. Прирост ствола ............................................................................ 20
1.4. Поражение гнилью древесины................................................... 23
1.5. Анатомическое строение древесины ......................................... 25
1.6. Береза как объект биоиндикации ............................................... 28
2. РАЙОНЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ .............................................. 33
2.1. Характеристика района исследования ..................................... 33
2.2. Характеристика объекта исследования .................................... 46
3. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .................................... 52
3.1. Программа и методика проведения полевых исследований ..... 52
3.2. Методика камеральных исследований и объем
выполненных работ .................................................................... 60
4. ВОДНЫЙ РЕЖИМ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ В РАЗНЫХ ПОДЗОНАХ
ТАЙГИ ........................................................................................................ 64
4.1. Изменение влажности древесины по сечению ствола ............. 64
4.2. Размер водопроводящей части поперечного сечения дерева .... 72
4.3. Интенсивность транспирации .................................................... 73
4.4. Влажность листьев ...................................................................... 81
4.5. Весеннее сокодвижение .............................................................. 85
5. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕРЕВЬЕВ .................................................................................................. 93
5.1. Морфологические особенности строения деревьев ................. 93
5.2. Прирост по диаметру .................................................................. 99
5.3. Анатомическое строение годичного кольца ........................... 103
6. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНОВ ДЕРЕВЬЕВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ .... 115
6.1. Поражение древесины гнилями ............................................... 115
6.2. Флуктуирующая асимметрия (ФА) листовой пластинки ...... 127
ВЫВОДЫ ...................................................................................................... 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 144
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................ 160
213
Стр.213