Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №4 2013

РАЗВИТИЕ КАК НАКОПЛЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И КАК ДИНАМИКА СТРУКТУРНОСТИ (МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, АДАПТАЦИЯ К ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКраснова
Страниц9
ID549792
АннотацияАктуальность и цели. Педагогическая и психологическая науки в силу особенностей их предметов перманентно находятся в поиске решения проблемы метода. Попытки методологически и логически корректной адаптации методов других наук в свете данной проблемы представляют интерес и большие надежды. Продуктивность попыток переноса общих знаний о закономерностях и механизмах процессов и явлений обоснована ранее рядом исследователей, начиная с С. Холла (теория рекапитуляции – перенос из биологии) и Л. С. Выготского (знак как орудие – перенос из теории К. Маркса). Подобные процедуры дают продуктивные идеи и инструменты исследования. Материалы и методы. Статья характеризует две конкретные методологические позиции – структурно-функциональную и структурно-динамическую – и показывает возможность их адаптации к проблемному полю гуманитарных дисциплин, в частности, автор статьи применил их в исследовании механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий. Результаты. Обсуждаемые положения успешно применены и позволили получить теоретически и практически значимые результаты в исследовании процессов развития в педагогике и психологии. В опыте автора первый из охарактеризованных подходов в начале исследования указал путь к другим универсальным междисциплинарным методологиям, а также сыграл (в числе других) роль в выявлении существенных факторов (факторов структуры и функционального) в исследуемых процессах; второй подход – структурно-динамический – обеспечил гносеологически адекватное вычленение уровней рассмотрения динамических процессов для моделирования и модельного исследования. Оба подхода позволили обосновать достоверность построенных моделей и теории. Основными результатами, полученными автором с применением обсуждаемых методов, стали: структурно-динамический механизм, лежащий в основе закономерностей функционирования и развития систем педагогических взаимодействий, и структурно-динамическая модель процесса развития личности в онтогенезе. Выводы. Исследование, проведенное автором статьи, убедительно продемонстрировало продуктивность применения обсуждаемых в статье методологий в психолого-педагогических исследованиях.
УДК001.5
Краснова, О.В. РАЗВИТИЕ КАК НАКОПЛЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И КАК ДИНАМИКА СТРУКТУРНОСТИ (МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, АДАПТАЦИЯ К ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ) / О.В. Краснова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2013 .— №4 .— С. 233-241 .— URL: https://rucont.ru/efd/549792 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Краснова РАЗВИТИЕ КАК НАКОПЛЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И КАК ДИНАМИКА СТРУКТУРНОСТИ (МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, АДАПТАЦИЯ К ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ) Аннотация. <...> Попытки методологически и логически корректной адаптации методов других наук в свете данной проблемы представляют интерес и большие надежды. <...> Продуктивность попыток переноса общих знаний о закономерностях и механизмах процессов и явлений обоснована ранее рядом исследователей, начиная с С. <...> Холла (теория рекапитуляцииперенос из биологии) и Л. С. Выготского (знак как орудие – перенос из теории К. Маркса <...> Подобные процедуры дают продуктивные идеи и инструменты исследования. <...> Статья характеризует две конкретные методологические позиции – структурно-функциональную и структурно-динамическую – и показывает возможность их адаптации к проблемному полю гуманитарных дисциплин, в частности, автор статьи применил их в исследовании механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий. <...> Обсуждаемые положения успешно применены и позволили получить теоретически и практически значимые результаты в исследовании процессов развития в педагогике и психологии. <...> В опыте автора первый из охарактеризованных подходов в начале исследования указал путь к другим универсальным междисциплинарным методологиям, а также сыграл (в числе других) роль в выявлении существенных факторов (факторов структуры и функционального) в исследуемых процессах; второй подход – структурно-динамический – обеспечил гносеологически адекватное вычленение уровней рассмотрения динамических процессов для моделирования и модельного исследования. <...> Оба подхода позволили обосновать достоверность построенных моделей и теории. <...> Основными результатами, полученными автором с применением обсуждаемых методов, стали: структурно-динамический механизм, лежащий в основе закономерностей функционирования и развития систем педагогических <...>