Гошуляк УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XIX в. <...> Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования управления системой образования в современных условиях, которое невозможно без учета исторического опыта. <...> Реализация поставленной цели достигалась на основе исследования нормативных правовых актов того времени, регламентирующих деятельность различных типов народных учебных заведений. <...> Особое внимание было уделено рассмотрению исторических условий функционирования народных школ. <...> Исследованы предпосылки становления и развития системы народных школ в XIX в., представлена эволюция законодательства дореволюционной России в сфере народного образования, рассмотрены органы управления образованием. <...> На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что нормативно-правовая база отечественного образования являлась корректирующим фактором развития системы управления народным образованием, которая складывалась в виде разветвленной бюрократической надстройки над учебными заведениями различных типов, определяла структурные компоненты образовательного комплекса России и отражала соотношение государственных и общественных интересов в правовом образовательном пространстве России. <...> Ключевые слова: народное образование, народные училища, система управления народным образованием. <...> Поволжский регион mined structural components of the educational process in Russia and reflected the correlation of state and social interests in legal educational space of Russia. <...> Управление складывающейся системой народного образования в XIX в. строилось на основе постоянно изменяющихся нормативных правовых актов Российской империи. <...> Это объясняется тем, что народная школа изначально создавалась не государством, а обществом. <...> До появления народных училищ начальное образование можно было получать в приходских и уездных училищах. <...> Приходские училища со сроком обучения в один год согласно Уставу учебных заведений 1804 г. могли <...>