Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №3 2013

СУДЬБА ТЕОРИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ (К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБауэр
Страниц8
ID549744
АннотацияАктуальность и цели. В последние десятилетия отечественная историческая наука проявляет повышенный интерес к развитию общественного сознания. Общественно-политическая мысль, в том числе идея «Третьего Рима», становится объектом исследования историков с рубежа XIX–XX столетий, особенно со второго десятилетия прошлого века. Зарубежными коллегами в рамках Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» поднимаются историко-религиозные, юридические, филологические аспекты идеи. Вместе с тем историографические работы по проблематике общественной мысли являются чрезвычайно редкими, единичными. Исследование историографии отражения идеи «Москва – Третий Рим» в русской публицистике конца XV – начала XVII в. имеет важное значение для изучения общественно-политической мысли русского средневековья, давая возможность осмыслить ход и результаты изучения эволюции теории «Третьего Рима», ее места в общественном сознании и политической практике Московского государства указанного времени. Целью исследования является изучение взглядов историков на роль идеи «Москва – Третий Рим» в общественно-политической практике московского самодержавия XV–XVII вв. и отражение этой теории в памятниках русской письменности. Материалы и методы. Ведущим методологическим принципом послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками. Хронологический метод позволил проследить развитие представлений отечественных исследователей прошлого века о характере и времени становления теории Филофея, ее отражении в памятниках средневековой письменности, в частности, дал возможность выделить два заметно отличающихся друг от друга периода изучения данной идеи. Сравнительно-исторический метод использовался в ходе сопоставления высказываний ученых относительно идеи «Москва – Третий Рим». При использовании историко-генетического метода исследования были определены изменения в проблематике изучения «Третьего Рима» в русской книжности со времен Ивана III до конца Смуты. Выводы. В историграфии идеи «Москва – Третий Рим» выделяются два основных этапа, отличающиеся по степени интенсивности изучения данной теории, по уровню использования источникового материала. Отзвуки идеи исследователи находят в памятниках русской письменности, таких как «Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о зачале Москвы», «Казанская история» и др
УДК930
Бауэр, Е.А. СУДЬБА ТЕОРИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ (К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ) / Е.А. Бауэр // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2013 .— №3 .— С. 23-30 .— URL: https://rucont.ru/efd/549744 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бауэр СУДЬБА ТЕОРИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ) Аннотация. <...> Общественно-политическая мысль, в том числе идея «Третьего Рима», становится объектом исследования историков с рубежа XIX–XX столетий, особенно со второго десятилетия прошлого века. <...> Зарубежными коллегами в рамках Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» поднимаются историко-религиозные, юридические, филологические аспекты идеи. <...> Вместе с тем историографические работы по проблематике общественной мысли являются чрезвычайно редкими, единичными. <...> Исследование историографии отражения идеи «Москва – Третий Рим» в русской публицистике конца XV – начала XVII в. имеет важное значение для изучения общественно-политической мысли русского средневековья, давая возможность осмыслить ход и результаты изучения эволюции теории «Третьего Рима», ее места в общественном сознании и политической практике Московского государства указанного времени. <...> Целью исследования является изучение взглядов историков на роль идеи «Москва – Третий Рим» в общественно-политической практике московского самодержавия XV–XVII вв. и отражение этой теории в памятниках русской письменности. <...> Ведущим методологическим принципом послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками. <...> Хронологический метод позволил проследить развитие представлений отечественных исследователей прошлого века о характере и времени становления теории Филофея, ее отражении в памятниках средневековой письменности, в частности, дал возможность выделить два заметно отличающихся друг от друга периода изучения данной идеи. <...> Сравнительно-исторический метод использовался в ходе сопоставления высказываний ученых относительно идеи «Москва – Третий Рим». <...> При использовании <...>