С341 Теория культуры: основные категории и концепции: учебное пособие / Ю.А. Сибирцева; Сев. <...> ISBN 978-5-261-00843-9 В учебном пособии изложены теоретические представления о культуре, ее сущности, становлении и развитии, а также важнейших процессах культурной динамики, принципах типологизации культур. <...> В предметное поле входит рассмотрение структуры и функций культуры, важнейших процессов культурной динамики, принципов культурной типологизации. <...> 3 ТЕМА 1 Предмет теории культуры, ее место в структуре культурологического знания Теоретическая часть Исходный этап развития культурологического знания условно может быть назван философским, конструирующим саму «идею культуры» (вплоть до XIX в.) <...> Третий этап (ХХ в.) ‒ построение культурологии как научной дисциплины. <...> Вырабатываются принципы и критерии знания о культуре, создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. <...> В своих работах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. <...> Культурология – ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. <...> Он внес окончательную ясность в понимание того факта, что культура – исключительная собственность людей. <...> Каждый тип системы существует в терминах собственной структуры и функционирования, в терминах собственных принципов и законов. <...> Теория культуры – это область социально-гуманитарного знания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как совокупность ценностно-смысловых, нормативно-регулирующих и знаково-коммуникативных характеристик коллективного существования людей. <...> Тайлоровская концепция культуры царила <...>
Теория_культуры_основные_категории_и_концепции_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М. В. Ломоносова»
Ю.А. Сибирцева
Теория культуры: основные категории
и концепции
Учебное пособие
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
1
Стр.1
УДК 130.2(075)
ББК 71.73
С341
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент Н.М. Маркова;
кандидат философских наук, доцент П.В. Шубина
Сибирцева, Ю.А.
С341
Теория культуры: основные категории и концепции: учебное
пособие / Ю.А. Сибирцева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 132 с.
ISBN 978-5-261-00843-9
В учебном пособии изложены теоретические представления о
культуре, ее сущности, становлении и развитии, а также важнейших
процессах культурной динамики, принципах типологизации культур.
В издании содержится краткое содержание каждой из тем, оригинальные
тексты первоисточников, рекомендуемая литература.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
«Культурология».
УДК 130.2(075)
ББК 71.73
ISBN 978-5-261-00843-9
© Сибирцева Ю.А., 2013
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
2
Стр.2
Предисловие
Цель учебного пособия – ознакомление студентов с базовыми
понятиями теории культуры, важнейшей проблематикой теоретико-культурологического
знания, основными концептуальными
подходами в сфере теории культуры. Материал, представленный
в учебном пособии, является введением в данную проблематику,
требующую более детального и подробного рассмотрения в рамках
аудиторных занятий.
В основу структуры учебного пособия положено представление
о культуре как совокупности ценностно-смысловых, нормативнорегулирующих
и знаково-коммуникативных характеристик коллективного
сосуществования людей. В предметное поле входит
рассмотрение структуры и функций культуры, важнейших процессов
культурной динамики, принципов культурной типологизации.
В книге представлена интерпретация основных теоретикокультурологических
понятий, а также важнейшие теоретические
концепции культуры.
При написании учебного пособия использованы работы
Ю.А. Асоян, Э.А. Орловой, С.Н. Иконниковой, А.Я. Флиера,
Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана, В.М. Межуева.
3
Стр.3