Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Земледелие (190,00 руб.)

0   0
АвторыКружков Н. К., Золотухин А. И.
ИздательствоИзд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
Страниц200
ID547996
АннотацияУчебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета университета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол № 9 от 20 мая 2016 года. Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии аспирантуры ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол № 5 от 26 апреля 2016 года. Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Земледелие» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол №5 от 14 декабря 2015 года.
Кому рекомендованоДля аспирантов направления подготовки 35.06.01 – Сельское хозяйство.
УДК631.58(07)
ББК41.4
Земледелие : учеб.-метод. пособие / Н.К. Кружков, А.И. Золотухин .— Орёл : Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016 .— 200 с. — URL: https://rucont.ru/efd/547996 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сорные растения, их характеристика и борьба с ними . <...> Химические меры борьбы с сорными растениями . <...> Так в 2014 году из имеющихся 1580 тыс. га всей пахотной земли под посевами сельскохозяйственных культур было занято около 1100 тыс. га, что составляет около 70 % всей площади пашни. <...> Поэтому важной задачей современного земледелия является разработка приемов вовлечения их в сельскохозяйственное использование. <...> Например, биологические меры подавления вредных организмов, способы энергосберегающей почвозащитной обработки почвы и другие щадящие природу мероприятия. <...> Особенности развития современного земледелия диктуют получение аспирантами знаний по восстановлению, сохранению и повышению плодородия наиболее плодородных почв Нечерноземья. <...> Промежуточные культуры в севооборотах как фактор экологизации и биологизации земледелия. <...> Процесс изучения дисциплины Земледелие направлен на формирование у аспирантов следующих компетенций: - Способностью практического применения законов земледелия, разработки, обоснования и внедрения основных элементов системы земледелия на научной основе и их адаптация к конкретным почвенно-климатическим условиям для воспроизводства плодородия почв; - Умением использовать основные законы земледелия в профессиональной деятельности, владение методами математического анализа и их применение в производственной деятельности, теоретических и экспериментальных исследованиях; - Владеть понятиями о современном этапе состояния земледелия, как науки и отрасли сельскохозяйственного производства, основных направлениях его совершенствования и развития; - Владение методиками определения агрофизических и биологических свойств почвы и расчетов количества поступающей в почву органической массы и знать способы еѐ пополнения за счет местных ресурсов (соломы, компостов, зеленой массы в сидеральных парах и промежуточных посевах); - Способности распознавать по морфологическим <...>
Земледелие_учебно-методическое_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Земледелие_учебно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЗЕМЛЕДЕЛИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для аспирантов направления подготовки 35.06.01 – Сельское хозяйство Орѐл – 2016
Стр.1
УДК 631.58(07) Рецензенты: А.Г. Гурин – зав. кафедрой «Агроэкология и охрана окружающей среды», д.с.-х.н., профессор; Жуковин Н.И. – генеральный директор ООО «Гипрозем», к.э.н. Земледелие: учебно-методическое пособие / Кружков Н.К., Золотухин А.И. – Орѐл: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. – 200с. Составители: Кружков Н.К. – доктор с.-х. наук, профессор кафедры «Земледелие»; Золотухин А.И. – кандидат с.-х. наук, доцент. Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета университета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол № 9 от 20 мая 2016 года. Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии аспирантуры ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол № 5 от 26 апреля 2016 года. Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Земледелие» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол №5 от 14 декабря 2015 года. УДК 631.58(07) ©ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016 ©Оформление «Издательство ФГБОУ ВО Орловский ГАУ», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................. 5 1. Планируемые результаты обучения по земледелию ....................................... 7 1.1. Цель и задачи изучения дисциплины ............................................................. 7 1.2. Объем, место и содержание дисциплины земледелие ............................... 12 1.3. Содержание разделов дисциплины и виды занятий ................................... 13 Методические советы по изучению тем и разделов .......................................... 18 2. Научные основы земледелия ............................................................................ 18 2.1. Плодородие почвы и способы еѐ окультуривания ..................................... 18 2.2. Факторы жизни растений и их классификация ........................................... 24 2.3. Законы научного земледелия ........................................................................ 26 2.4. Агрофизические показатели плодородия почвы ........................................ 28 2.5. Водно-воздушные свойства почвы и их регулирование ............................ 42 2.6. Тепловые свойства почвы ............................................................................. 55 3. Сорные растения, их характеристика и борьба с ними ................................. 60 3.1. Понятия об агрофитоценозе, сорняках и засорителях ............................... 60 3.2. Классификация сорных растений ................................................................. 61 3.2.1. Характеристика биологических групп сорняков ..................................... 61 3.2.2. Биологические особенности сорных растений ........................................ 71 3.3. Меры борьбы с сорняками ............................................................................ 84 3.3.1. Предупредительные меры борьбы ............................................................ 84 3.3.2. Агротехнические меры борьбы с сорняками ........................................... 86 3.3.3. Биологические меры борьбы с сорняками ................................................ 90 3.3.4. Химические меры борьбы с сорными растениями .................................. 92 3.3.5. Комплексные меры борьбы с сорняками .................................................. 98 3.3.6. Оценка засоренности посевов и почвы ..................................................... 98 4. Севообороты научного земледелия ............................................................... 107 4.1. История развития и значение севооборотов .............................................. 107 4.2. Причины чередования культур в севооборотах ........................................ 109 3
Стр.3
4.3. Основные понятия и определения по севооборотам ................................ 113 4.4. Классификация и характеристика севооборотов ...................................... 116 4.5. Предшественники, их классификация и характеристика......................... 120 4.6. Организация системы севооборотов в хозяйствах ................................... 143 5. Обработка почвы ............................................................................................. 149 5.1. Понятие о механической обработке почвы и ее задачи ........................... 149 5.2. История развития обработки почвы ........................................................... 151 5.3. Технологические процессы, выполняемые при обработке ...................... 155 5.4. Приемы, способы и системы обработки почвы ........................................ 161 5.5. Минимальная обработка почвы .................................................................. 173 5.6. Контроль качества обработки почвы ......................................................... 177 Основные агротехнические требования к обработке почвы .......................... 180 6. Системы земледелия ....................................................................................... 183 6.1. Введение в системы земледелия ................................................................. 183 Информационные технологии и литературные источники ............................ 197 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Земледелие является наукой, изучающей и разрабатывающей наиболее рациональные способы использования пахотной земли и повышения эффективного плодородия почвы. Задача земледелия как отрасли сельскохозяйственного производства – получение максимального количества высококачественной растениеводческой продукции с единицы площади пашни с наименьшими затратами и экономически выгодной производителю. Особенностью земледелия является его непосредственная связь применяемых агротехнических приемов с использованием плодородия почвы и природной среды. Дисциплина Земледелие является важнейшей специальной агрономической дисциплиной, дающая будущим специалистам знания, умения и навыки по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почвы и общим вопросам возделывания сельскохозяйственных культур. Поэтому при изучении данной дисциплины аспирантам, обучающимся по профилю подготовки: 06.01.01. «Общее земледелие, растениеводство», необходимо обратить особое внимание на еѐ изучение особенностей развития земледелия в современных условиях хозяйствования. Практически все аспиранты кафедры Земледелия проводят полевые исследования в стационарных опытах или же в условиях производства, поэтому они должны обратить внимание на особенности применения агротехнических приемов в зависимости от складывающихся конкретных ситуаций. В настоящее время реорганизация землепользования привела к бессистемному использованию пахотных земель. В результате реорганизации сельскохозяйственного производства происходит изменение границ землепользования, при этом часто нарушаются севообороты. На протяжении последних двух десятилетий в целом по Российской Федерации наблюдается ежегодное сокращение площади пашни. Широкое и бессистемное использование индустриальных методов ведения земледелия привело к резкому снижению плодородия почв. Из 134 млн. га пашни России более 100 млн. га нуждаются в мероприятиях по сохранению почвенного плодородия и его повышению. В Орловской области наблюдается ежегодное уменьшение площади пашни. Так в 2014 году из имеющихся 1580 тыс. га всей пахотной земли под посевами сельскохозяйственных культур было занято около 1100 тыс. га, что составляет около 70 % всей площади пашни. В том же году площадь неиспользуемой пахотной земли составила 314,6 тыс. га (около 20 % всей пахотнопригодной земли). Не используемые пахотные земли находится в заброшенном состоянии – зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Поэтому важной задачей современного земледелия является разработка приемов вовлечения их в сельскохозяйственное использование. 5
Стр.5
В настоящее время научные исследования и практические разработки в области земледелия должны быть направлены на приемы улучшения агрофизических и биологических свойств почвы и защиту еѐ от эрозии. Сейчас разрабатываются и осваиваются биологические методы ведения земледелия. Например, биологические меры подавления вредных организмов, способы энергосберегающей почвозащитной обработки почвы и другие щадящие природу мероприятия. Особенности развития современного земледелия диктуют получение аспирантами знаний по восстановлению, сохранению и повышению плодородия наиболее плодородных почв Нечерноземья. В связи с этим сегодня как никогда ранее возрастают требования к уровню подготовки не только аспирантов, обучающихся по профилю 06.01.01. – Общее земледелие, растениеводство, но и магистров по направлению подготовки: 35.04.04 – Агрономия (уровень магистратуры). Аспиранты и магистры должны владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в области земледелия и обладать способностью к разработке и применению новых направлений и методов. Нужно также обладать способностью практического применения законов земледелия, разработки, обоснования и внедрения основных элементов системы земледелия на научной основе и их адаптация к конкретным почвенно-климатическим условиям с учетом воспроизводства плодородия почв. Основной формой деятельности аспирантов при выполнении научноисследовательской работы и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук является самостоятельная работа с консультацией у научного руководителя и обсуждением основных разделов: целей и задач исследований, научной и практической значимости теоретических и экспериментальных исследований, полученных результатов, выводов. Методическое пособие по земледелию включает перечень планируемых результатов обучения, место дисциплины в структуре образовательной программы, еѐ объем, содержание отдельных разделов, перечень учебной литературы, информационных технологий и ресурсов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». В пособии приводятся методические советы по изучению отдельных разделов дисциплины Земледелие. Методическое пособие может быть использовано студентами дневной и заочной формы обучения, магистрами, аспирантами других профилей подготовки, а также – преподавателями для разработки методических материалов по данному или смежным курсам. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.