Сорные растения, их характеристика и борьба с ними . <...> Химические меры борьбы с сорными растениями . <...> Так в 2014 году из имеющихся 1580 тыс. га всей пахотной земли под посевами сельскохозяйственных культур было занято около 1100 тыс. га, что составляет около 70 % всей площади пашни. <...> Поэтому важной задачей современного земледелия является разработка приемов вовлечения их в сельскохозяйственное использование. <...> Например, биологические меры подавления вредных организмов, способы энергосберегающей почвозащитной обработки почвы и другие щадящие природу мероприятия. <...> Особенности развития современного земледелия диктуют получение аспирантами знаний по восстановлению, сохранению и повышению плодородия наиболее плодородных почв Нечерноземья. <...> Промежуточные культуры в севооборотах как фактор экологизации и биологизации земледелия. <...> Процесс изучения дисциплины Земледелие направлен на формирование у аспирантов следующих компетенций: - Способностью практического применения законов земледелия, разработки, обоснования и внедрения основных элементов системы земледелия на научной основе и их адаптация к конкретным почвенно-климатическим условиям для воспроизводства плодородия почв; - Умением использовать основные законы земледелия в профессиональной деятельности, владение методами математического анализа и их применение в производственной деятельности, теоретических и экспериментальных исследованиях; - Владеть понятиями о современном этапе состояния земледелия, как науки и отрасли сельскохозяйственного производства, основных направлениях его совершенствования и развития; - Владение методиками определения агрофизических и биологических свойств почвы и расчетов количества поступающей в почву органической массы и знать способы еѐ пополнения за счет местных ресурсов (соломы, компостов, зеленой массы в сидеральных парах и промежуточных посевах); - Способности распознавать по морфологическим <...>
Земледелие_учебно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для аспирантов направления подготовки
35.06.01 – Сельское хозяйство
Орѐл – 2016
Стр.1
УДК 631.58(07)
Рецензенты:
А.Г. Гурин – зав. кафедрой «Агроэкология и охрана окружающей среды»,
д.с.-х.н., профессор;
Жуковин Н.И. – генеральный директор ООО «Гипрозем», к.э.н.
Земледелие: учебно-методическое пособие / Кружков Н.К., Золотухин
А.И. – Орѐл: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. – 200с.
Составители:
Кружков Н.К. – доктор с.-х. наук, профессор кафедры «Земледелие»;
Золотухин А.И. – кандидат с.-х. наук, доцент.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании
Методического совета университета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол
№ 9 от 20 мая 2016 года.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании методической
комиссии аспирантуры ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол №
5 от 26 апреля 2016 года.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
«Земледелие» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, протокол №5 от 14 декабря
2015 года.
УДК 631.58(07)
©ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016
©Оформление «Издательство ФГБОУ ВО Орловский ГАУ», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................. 5
1. Планируемые результаты обучения по земледелию ....................................... 7
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины ............................................................. 7
1.2. Объем, место и содержание дисциплины земледелие ............................... 12
1.3. Содержание разделов дисциплины и виды занятий ................................... 13
Методические советы по изучению тем и разделов .......................................... 18
2. Научные основы земледелия ............................................................................ 18
2.1. Плодородие почвы и способы еѐ окультуривания ..................................... 18
2.2. Факторы жизни растений и их классификация ........................................... 24
2.3. Законы научного земледелия ........................................................................ 26
2.4. Агрофизические показатели плодородия почвы ........................................ 28
2.5. Водно-воздушные свойства почвы и их регулирование ............................ 42
2.6. Тепловые свойства почвы ............................................................................. 55
3. Сорные растения, их характеристика и борьба с ними ................................. 60
3.1. Понятия об агрофитоценозе, сорняках и засорителях ............................... 60
3.2. Классификация сорных растений ................................................................. 61
3.2.1. Характеристика биологических групп сорняков ..................................... 61
3.2.2. Биологические особенности сорных растений ........................................ 71
3.3. Меры борьбы с сорняками ............................................................................ 84
3.3.1. Предупредительные меры борьбы ............................................................ 84
3.3.2. Агротехнические меры борьбы с сорняками ........................................... 86
3.3.3. Биологические меры борьбы с сорняками ................................................ 90
3.3.4. Химические меры борьбы с сорными растениями .................................. 92
3.3.5. Комплексные меры борьбы с сорняками .................................................. 98
3.3.6. Оценка засоренности посевов и почвы ..................................................... 98
4. Севообороты научного земледелия ............................................................... 107
4.1. История развития и значение севооборотов .............................................. 107
4.2. Причины чередования культур в севооборотах ........................................ 109
3
Стр.3
4.3. Основные понятия и определения по севооборотам ................................ 113
4.4. Классификация и характеристика севооборотов ...................................... 116
4.5. Предшественники, их классификация и характеристика......................... 120
4.6. Организация системы севооборотов в хозяйствах ................................... 143
5. Обработка почвы ............................................................................................. 149
5.1. Понятие о механической обработке почвы и ее задачи ........................... 149
5.2. История развития обработки почвы ........................................................... 151
5.3. Технологические процессы, выполняемые при обработке ...................... 155
5.4. Приемы, способы и системы обработки почвы ........................................ 161
5.5. Минимальная обработка почвы .................................................................. 173
5.6. Контроль качества обработки почвы ......................................................... 177
Основные агротехнические требования к обработке почвы .......................... 180
6. Системы земледелия ....................................................................................... 183
6.1. Введение в системы земледелия ................................................................. 183
Информационные технологии и литературные источники ............................ 197
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Земледелие является наукой, изучающей и разрабатывающей наиболее
рациональные способы использования пахотной земли и повышения эффективного
плодородия почвы.
Задача земледелия как отрасли сельскохозяйственного производства –
получение максимального количества высококачественной растениеводческой
продукции с единицы площади пашни с наименьшими затратами и экономически
выгодной производителю. Особенностью земледелия является его
непосредственная связь применяемых агротехнических приемов с использованием
плодородия почвы и природной среды.
Дисциплина Земледелие является важнейшей специальной агрономической
дисциплиной, дающая будущим специалистам знания, умения и навыки
по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почвы и общим
вопросам возделывания сельскохозяйственных культур.
Поэтому при изучении данной дисциплины аспирантам, обучающимся
по профилю подготовки: 06.01.01. «Общее земледелие, растениеводство»,
необходимо обратить особое внимание на еѐ изучение особенностей развития
земледелия в современных условиях хозяйствования.
Практически все аспиранты кафедры Земледелия проводят полевые исследования
в стационарных опытах или же в условиях производства, поэтому
они должны обратить внимание на особенности применения агротехнических
приемов в зависимости от складывающихся конкретных ситуаций.
В настоящее время реорганизация землепользования привела к бессистемному
использованию пахотных земель. В результате реорганизации
сельскохозяйственного производства происходит изменение границ землепользования,
при этом часто нарушаются севообороты. На протяжении последних
двух десятилетий в целом по Российской Федерации наблюдается
ежегодное сокращение площади пашни.
Широкое и бессистемное использование индустриальных методов ведения
земледелия привело к резкому снижению плодородия почв. Из 134 млн.
га пашни России более 100 млн. га нуждаются в мероприятиях по сохранению
почвенного плодородия и его повышению.
В Орловской области наблюдается ежегодное уменьшение площади
пашни. Так в 2014 году из имеющихся 1580 тыс. га всей пахотной земли под
посевами сельскохозяйственных культур было занято около 1100 тыс. га, что
составляет около 70 % всей площади пашни. В том же году площадь неиспользуемой
пахотной земли составила 314,6 тыс. га (около 20 % всей пахотнопригодной
земли). Не используемые пахотные земли находится в заброшенном
состоянии – зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
Поэтому важной задачей современного земледелия является разработка
приемов вовлечения их в сельскохозяйственное использование.
5
Стр.5
В настоящее время научные исследования и практические разработки в
области земледелия должны быть направлены на приемы улучшения агрофизических
и биологических свойств почвы и защиту еѐ от эрозии.
Сейчас разрабатываются и осваиваются биологические методы ведения
земледелия. Например, биологические меры подавления вредных организмов,
способы энергосберегающей почвозащитной обработки почвы и другие
щадящие природу мероприятия. Особенности развития современного земледелия
диктуют получение аспирантами знаний по восстановлению, сохранению
и повышению плодородия наиболее плодородных почв Нечерноземья.
В связи с этим сегодня как никогда ранее возрастают требования к уровню
подготовки не только аспирантов, обучающихся по профилю 06.01.01. –
Общее земледелие, растениеводство, но и магистров по направлению подготовки:
35.04.04 – Агрономия (уровень магистратуры).
Аспиранты и магистры должны владеть методологией теоретических и
экспериментальных исследований в области земледелия и обладать способностью
к разработке и применению новых направлений и методов.
Нужно также обладать способностью практического применения законов
земледелия, разработки, обоснования и внедрения основных элементов
системы земледелия на научной основе и их адаптация к конкретным почвенно-климатическим
условиям с учетом воспроизводства плодородия почв.
Основной формой деятельности аспирантов при выполнении научноисследовательской
работы и подготовки диссертации на соискание ученой
степени кандидата наук является самостоятельная работа с консультацией у
научного руководителя и обсуждением основных разделов: целей и задач исследований,
научной и практической значимости теоретических и экспериментальных
исследований, полученных результатов, выводов.
Методическое пособие по земледелию включает перечень планируемых
результатов обучения, место дисциплины в структуре образовательной
программы, еѐ объем, содержание отдельных разделов, перечень учебной литературы,
информационных технологий и ресурсов информационнотелекоммуникационной
сети «Интернет». В пособии приводятся методические
советы по изучению отдельных разделов дисциплины Земледелие.
Методическое пособие может быть использовано студентами дневной и
заочной формы обучения, магистрами, аспирантами других профилей подготовки,
а также – преподавателями для разработки методических материалов
по данному или смежным курсам.
6
Стр.6