Модернизация и развитие образования: социокультурная альтернатива1 А.М.Цирульников Ничто так не мешает видеть, как точка зрения. <...> Рассмотрены методологические основания и основные характеристики социокультурной модернизации образования (СКМО), ее отличия от модернизации технократического типа. <...> Раскрыты инструментарий, основные типы социокультурных технологий развития образования. <...> Освещен опыт и результаты осуществления СКМО в северном регионе. <...> Дана оценка рисков осуществления социокультурной модернизации системы образования, перспектив и возможностей продвижения СКМО в России. <...> Methodological foundation and main features of social and cultural modernization of education (SCME) and its distinction from modernization of technocratic type are examined here. <...> The experience and results of putting into practice SCME in northern region are highlighted. <...> Risks of implementing of social and cultural modernization of education system, expectations and possibilities of promoting SCME in Russia are evaluated. <...> Феномены и культурные практики, социокультурный подход к развитию системы образования, социокультурная модернизация образования, социокультурные технологии развития образования, социокультурные образовательные проекты. <...> 2016/НМ государственного задания ФГАУ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ модернизации относятся к традиционной ветви педагогики, которая сто лет назад называлась организацией народного образования. <...> В советское время эта область знаний именовалась «школоведением», и данный термин обозначал не омертвлявший школу серый, скучный учет, контроль и руководство, а исследование и развитие ее как живого организма, в разнообразных связях с природными, географическими, социокультурными, этнорегиональными реалиями. <...> Большой интерес представляют культурно-историческая методология социального конструктивизма и проектирования социальной модернизации образования, традиционалистские и либеральные варианты социокультурной модернизации российского образования (А.Г.Асмолов, А.М.Цирульников, В.С.Собкин, Ю.В.Громыко), ее социальные и ментальные эффекты. <...> Социокультурный подход стал также результатом <...>