3–4 (№ 87–88) UDC 114 О.К. РУМЯНЦЕВ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОВОРОТ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ГРАНИЦЫ СУБЪЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)* Аннотация: В статье обсуждается оправданность исполь зования пространственного подхода в современных гуманитарных исследованиях, несмот ря на существенные отличия понимания пространства в разных дисциплинах. <...> Автор в связи с этим предлагает обратиться к положению, выдвинутому Кантом: человек мо жет утвердить свою свободу, или субъективность, в отношении природы как иного для мысли, только взяв на себя ответственность за наделение свободой самой природы. <...> Ге неалогия субъективности, или становление неравенства себе (экстазис), есть существо вание в форме границы со своим пространственным окружением как сопредельным (т.е. в форме перехода к иному). <...> Общий смысл пространственного поворота заключается, во первых, в экстатичности субъективности человека, адресованной своему сопредельно му иному. <...> При этом, вовторых, субъективность человека открыта навстречу самовы разительности, сообщительности (субъективности) иного, активно побуждающего че ловека к этой открытости. <...> Пространственный поворот призван обеспечить неразрыв ное и неслиянное единство этих двух ипостасей субъективности человека. <...> Ключевые слова: субъективность, иное, граница, пространственный поворот, про странство и время, этнос и нация, пространство здравого смысла, ипостаси субъек тивности. <...> 2015.2.2086 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ Keywords: subjectivity, the other, border, spatial turn, space and time, ethnicity and nation, the space of common sense, forms of subjectivity. <...> И потому, несмотря на резонность обсуждения постантрополо гии и постистории, преемственность сохраняется и принципиального разрыва нет, а в центре попрежнему проблема человека. <...> Раз личение возможности мыслить находящееся вне мысли иное (мыслимость внемыс ленного) и самой мысли о внемысленном. <...> Иными словами, имеется в виду различение мысли, исполняющей функцию <...>