Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА УДК 656.612 А. И. Епихин ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ ТАНКЕРОВ-ГАЗОВОЗОВ На протяжении последних десятилетий наблюдается интенсивное развитие морских перевозок сжиженного газа, в результате чего флот танкеров-газовозов растет не только количественно, но и с точки зрения вместительности судов. <...> Современный флот газовозов насчитывает более 400 судов вместительностью до 266 тыс. <...> Такие суда, являясь весьма сложными в эксплуатации системами, характеризуются значительной степенью риска и представляют опасность для окружающей среды, объектов морской инфраструктуры и экипажа. <...> Строящийся газовозный флот характеризуется преобладанием судов вместительностью свыше 180 тыс. <...> Анализ аварий на судах, задействованных в перевозке сжиженных газов, показал, что наиболее часто их причинами являются отказы и неисправности судовых технических средств, на втором месте, приблизительно в равных долях, находятся посадка на грунт и столкновения, на третьем – пожары и взрывы. <...> Таким образом, основные причины аварийности являются далеко не случайными, и это позволяет судить о возможности их предотвращения, смягчения последствий или минимизации ущерба. <...> В этих целях могут применяться средства ранней и углубленной диагностики судовых технических систем, системы управления судами новых типов, а также системы поддержки принятия решений, позволяющие освободить оператора судна от необходимости обрабатывать значительный объем диагностической информации, концентрируя внимание на безопасном управлении судном. <...> Ключевые слова: суда-газовозы, вместительность, сжиженный газ, безопасность эксплуатации, причины аварий, грузовая система, судовые технические средства. <...> Введение Развитие морских перевозок сжиженных газов морем в последние десятилетия привело не только к существенному увеличению количества задействованных в них <...>