ББК 74.3
УДК 376
И 65
Печатается по решению кафедры ФК и БЖД
и кафедры педагогики и психологии ГГПИ.
Протокол заседания кафедры ФК и БЖД № 4 от 14.12.2016 г.
Протокол заседания кафедры педагогики и психологии № 3 от 11.10.2016 г.
Инклюзивное образование : психолого-педагогические особенности обучающихся с
ОВЗ : метод. пособие / авт.-сост. С.Е. Жуйкова, Т.Д. Лукьянова,. – Глазов, 2017. – 43 с.
Авторы-составители:
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Т.Д. Лукьянова,
профессор кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, д.б.н. С.Е.
Жуйкова.
Рецензент: Богданова Е.В., учитель высшей категории, заместитель директора по УВР
МКОУ «ОШ № 5» г. Глазова
Методическое пособие содержит сведения о психологических особенностях детей с
ОВЗ, рекомендации по их психолого-педагогическому сопровождению в условиях
инклюзивного образования. Большая часть материала представлена в максимально
компактной и удобной форме в виде таблиц.
Стр.2
От составителей
В указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы", подчеркивается, что в Российской
Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям,
относящимся к уязвимым категориям. Отмечается, что «необходимо разрабатывать и
внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную
исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».
Стратегия предусматривает законодательное закрепление правовых механизмов
реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на
включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и
профессионального образования (права на инклюзивное образование).
На сегодняшний день основные правовые механизмы инклюзивного образования
закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (статья 79) и Федеральных государственных образовательных стандартах
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598) и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной
недостаточностью) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 г. № 1599).
Внедрение инклюзивного образования требует от педагогов овладения
компетенциями для выполнения трудовых действий в области развивающей деятельности,
включенными в профессиональный стандарт педагога, вступающего в силу с 1 января
2017 года:
выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития;
применение инструментария и методов диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развития обучающегося;
освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том
числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети,
дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты,
дети с особыми образовательными потребностями (аутисты,
дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью;
оказание адресной помощи обучающимся;
взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического
консилиума;
разработка (совместно с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального развития обучающегося;
освоение и адекватное применение специальных технологий и методов,
позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
Таким образом, согласно стандарту, вышеперечисленными компетенциями должен
владеть любой педагог, а не только узкие специалисты в лице психолога, дефектолога или
логопеда. Все это требует от педагога знаний из области специальной педагогики,
психологии и логопедии.
В настоящем учебно-методическом пособии в максимально краткой и доступной
форме показаны психолого-педагогические особенности основных категорий
обучающихся с ОВЗ (слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушением опорнодвигательного
аппарата (ОДА), задержкой психического развития (ЗПР)) и некоторые
Стр.3