Столяров В.И. Современная теория физического воспитания (проблемы, пути
решения, инновационная концепция) // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016.
№1 (Том 10). – С. 13-25.
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(проблемы, пути решения, инновационная концепция)
В.И. Столяров
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма», Москва, Россия
Для связи с автором: vstolyafov@mail.fu
Аннотация:
В разработке современной теории физического воспитания, несмотря на определенные
достижения, имеют место трудности и проблемы, господствует упрощенное, одностороннее понимание
задач, форм и методов физического воспитания, не учитываются другие принципы диалектического
метода, понятийный аппарат не удовлетворяет требованиям логики и методологии научного познания.
Для преодоления этих недостатков автором разработана общая теория комплексного физического воспитания,
согласно которой это воспитание представляет собой определенную педагогическую систему,
включающую в себя три тесно связанных между собой элемента: телесное (соматическое) воспитание,
физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание и спортивное воспитание.
Ориентация на прагматические, гуманистические или иные ценности определяет различные модели
комплексного физического воспитания и его компонентов.
Эффективное решение задач этой интегративной педагогической деятельности предполагает
использование комплекса соответствующих форм и методов, которые разработаны и применяются в различных
странах.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, физическое воспитание, телесное (соматическое)
воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание, спортивное воспитание,
общая теория, теория комплексного физического воспитания.
MODERN THEORY OF THE PHYSICAL EDUCATION (problems, solutions, the innovative
conception) V.I. Stolyarov
Russian State University of Physical culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia Abstract:
There are certain achievements in the development of the modern theory of physical education. However
some difficult ies and problems still exist. Firstly, we can see that a simplified interpretation of tasks, forms and
methods of physical education still prevails. Secondly, the principles of the dialectical method are not taken into
consideration. Thirdly, the conceptual apparatus does not satisfy the logic and methodology requirements of the
scientific cognition. The author developed the general theory of the integrative physical education as system,
which involves three closely related elements: somatic education, personal-motor education and sport education.
The focus on pragmatic, humanistic or any other values defines different models of integrative physical education
and its elements (components). The effective solutions within this integrative educational activity include the
range of appropriate forms and methods, which have been developed and introduced in different countries.
Key words: sport, physical culture, physical education, somatic education, personal-motor education, sport
education, general theory, theory of the integrative physical education
ВВЕДЕНИЕ
/13/ В настоящее время ведется критика состояния современного физического
воспитания, прежде всего в учебных заведениях. Высказывается мнение о том, что
«многие школьные программы физвоспитания во всем мире находятся в глубоком
кризисе» [21], и даже говорится о «всемирном кризисе физического воспитания в
школах» и других учебных заведениях [22, 24, 25]. Поэтому актуальной является
проблема модернизации существующей современной системы физического воспитания,
а вместе с тем осмысления важнейших компонентов новой системы этой педагогической
деятельности этого воспитания — ее и его содержания, ценностных ориентиров,
направленности, содержания, задач, форм, методов, педагогических технологий их
решения, места в общей системе воспитания и т.д.
/14/ Для эффективного решения этой стратегической задачи прежде всего
необходимы новая полноценная общая теория современной системы физического
воспитания, в которой дается научно обоснованный анализ этой педагогической
деятельности, ее содержания, основных направлений, структуры, целей, задач, методов,
Стр.1