СТОЛЯРОВ В. И.
ТЕОРИЯ И
МЕТОДОЛОГИЯ
СОВРЕМЕННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
(состояние разработки и авторская
концепция)
Киев НУФВСУ
«Олимпийская литература» 2015
Стр.1
УДК 796.012
ББК 75.1 С 81
Рецензенты: Неверкович С. Д. - член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ Козырева О. В. - доктор
педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
Столяров В. И.
С 81 Теория и методология современного физического воспитания (состояние
разработки и авторская концепция): монография: - К.: НУФВСУ, изд-во «Олимп. лит.»,
2015. - 704 с. ISBN 978-966-8708-83-1
результат многолетних (с 1972 г.) исследований автора, разработки им проблем
физического воспитания и физической культуры, физкультурной двигательной активности,
спорта, спортивного воспитания и спортивной культуры, олимпизма,
олимпийского воспитания и олимпийской культуры, спартианского (мультикреативного)
воспитания и т.д.
В ее основе лежит положение о том, что физическое воспитание для эффек тивного
Концепция теории и методологии современного физического воспитания -
функционирования и развития в современных условиях должно учитывать
многосторонние социокультурные запросы, ценностную ориентацию разных групп
населения. Современное физическое воспитание должно быть комплексным и
системным. Система включает в себя три составляющие: телесное, личностноориентированное
двигательное и спортивное воспитание, и имеет две модели -
олимпийскую и спартианскую. В центре внимания автора - содержание, основные
направления, цели и задачи, формы (модели) компонентов современного комплексного
физического воспитания и всей педагогической деятельности в целом.
Монография имеет междисциплинарный характер и адресована научным работникам,
преподавателям, аспирантам, специалистам-практикам, организаторам
физического воспитания в учебных и внеучебных заведениях.
багатор1чних (з 1972 р.) дослщжень автора, розробки ним проблем ф1зичного виховання
та ф1зично1 культури, ф1зкультурно1 рухово'1 активноста, спорту, спортивного
виховання та спортивно! культури, ол1мтзму, ол1мпшського виховання та ол1мпшсько1
культури, спартаанського (мультикреативного) виховання тощо.
В ii основ! лежить положення про те, що ф1зичне виховання для ефективного
Концепцiя теори та методологи сучасного ф1зичного виховання - результат
функцюнування та розвитку в сучасних умовах слщ враховувати багатосторонт соцюкультурт
потреби, цштсну ор1ентащю р1зних груп населення. Сучасне ф1зич- не
виховання мае бути комплексним i системним. Система мютить три складов!: тшесне,
особисисно-ор!ентоване рухове, спортивне виховання, i мае дв! модел! - ол!мпшську та
спартаанську. В центр! уваги автора - склад, основш напрями, цЫ та задач!, форми
(модел!) компонента сучасного комплексного ф!зичного виховання i вае! педагопчно!
д!яльносп у цшому.
Монограф!я мае м!ждисциплшарний характер ! адресована науковим пращвникам,
викладачам, астрантам, спещалютам-практикам, оргашзаторам ф!зичного
виховання в навчальних ! ненавчальних закладах.
УДК 796.012
ББК 75.1
ISBN 978-966-8708-83-1
© В. И. Столяров, 2015 ©НУФВСУ,
издательство «Олимпийская
лггература», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................................................................... 7
Библиография ...................................................................................................................................... 14
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 1. Аналитический обзор отечественных публикаций .................................................... 21
1.1. Общие концептуальные подходы к современному физическому воспитанию............. 22
1.2. Конкретизация общих подходов ................................................................................................ 29
Библиография ...................................................................................................................................... 36
Глава 2. Аналитический обзор зарубежных публикаций ......................................................... 65
2.1. Общие концептуальные подходы к современному физическому воспитанию ............ 65
2.2. Конкретизация общих подходов ............................................................................................... 73
Библиография ...................................................................................................................................... 83
Глава 3. Основные показатели и причины кризисной ситуации в разработке теории и
методологии современного физического воспитания ............................................................... 93
3.1. Пробелы в понятийном аппарате теории современного
физического воспитания ........................................................................................................... 93
3.2. Отождествление разных теоретических концепций ............................................................. 106
3.3. Абсолютизация отдельных элементов, целевых установок и методов современного
физического воспитания .................................................................................................. 110
3.4. Методологические ошибки в определении предмета частных
и интегративных теорий физического воспитания ............................................................... 134
3.5. Чем обусловлено наличие кризисной ситуации в разработке
теории и методологии современного физического воспитания .......................................... 142
Библиография .................................................................................................................................... 150
Глава 4. Методологические основы и концептуальные предпосылки преодоления кризиса
в разработке теории современного физического воспитания ................................................ 167
4.1. Научный подход и общие принципы методологии научного
исследования ............................................................................................................................ 169
4.2. Логико-методологические принципы разработки понятийного
аппарата теории ........................................................................................................................ 172
4.3. Принципы диалектического метода исследования ............................................................... 189
4.4. Методологические аспекты разработки частных и интегративных
теорий ........................................................................................................................................ 203
Стр.3
Оглавл ение
4.5. Формирование концептуальных оснований теории комплексного
физического воспитания .........................................................................................................212
Библиография ........................................................................................................................... 224
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КОМПЛЕКСНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 5. Деятельность, культура, игра .............................................................................. 234
5.1. Деятельность ..................................................................................................................... 234
5.2. Культура ............................................................................................................................ 237
5.3. Игра ................................................................................................................................... 246
Библиография ........................................................................................................................... 250
Глава 6. Гуманизм ................................................................................................................. 253
6.1. Общее понятие гуманизма .............................................................................................. 253
6.2. Гуманистический идеал личности и социальных отношений ..................................... 255
6.3. Современное значение идей гуманизма и поиски их нового содержания ................. 259
Библиография ........................................................................................................................... 265
Глава 7. Социализация и воспитание ................................................................................. 270
7.1. Социализация ................................................................................................................... 270
7.2. Воспитание ........................................................................................................................ 271
7.3. Гуманистический подход к социализации и воспитанию ........................................... 274
Библиография ........................................................................................................................... 280
Глава 8. Социокультурная модификация биологического тела человека ................. 282
8.1. Биологическое тело человека и процесс его развития ................................................. 282
8.2. Социокультурное тело и процесс его формирования .................................................. 283
8.3. Понятие телесной культуры ............................................................................................ 289
8.4. Формы (модели) телесной культуры .............................................................................. 291
8.5. Структура телесной культуры ......................................................................................... 299
8.6. Значение телесной культуры и ее взаимоотношение с другими
элементами культуры ..............................................................................................................314
Библиография ........................................................................................................................... 316
Глава 9. Спорт и спортивная культура ............................................................................. 326
9.1. Проблема определения сущности и специфики спорта ............................................... 326
9.2. Соревнование (соперничество) и многообразие его форм .......................................... 328
9.3. Спортивное соревнование как особая разновидность соперничества ....................... 332
9.4. Спорт ................................................................................................................................. 345
9.5. Понятие спортивной культуры ....................................................................................... 350
9.6. Формы (модели) спортивной культуры ......................................................................... 351
9.7. Структура спортивной культуры ................................................................................... 360
Библиография ........................................................................................................................... 367
Глава 10. Личностно-ориентированная (физкультурная) двигательная деятельность и ее
культура ............................................................................................................................................ 384
10.1. Проблема определения сущности и специфики физкультурной двигательной деятельности
384
10.3. Формы и значение личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной
деятельности .................................................................................................................. 395
10.4. Варианты интерпретации понятий «физкультура» и «спорт» в разных системах понятий
397
10.5. Понятие культуры личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной
деятельности .................................................................................................................. 404
4
10.2. Понятие личностно-ориентированной (физкультурной)
двигательной деятельности .....................................................................................................388
Стр.4
Оглавл ение
10.6. Формы культуры личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной
деятельности .................................................................................................................. 405
10.7. Структура культуры личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной
деятельности .................................................................................................................. 408
Библиография .......................................................................................................................... 414
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ СТРУКТУРА И МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Глава 11. Телесное воспитание .......................................................................................... 422
11.1. Понятие телесного воспитания .................................................................................... 422
11.2. Основные направления и элементы телесного воспитания ...................................... 426
11.3. Телесное воспитание, образование и обучение
(в узком смысле) ......................................................................................................................431
11.4. Современное значение телесного воспитания ............................................................ 432
11.5. Проблема ценностной ориентации современного телесного
воспитания ...............................................................................................................................433
11.6. Методы современного телесного воспитания ............................................................. 440
11.7. Место и значение фитнес-программ (технологий) в системе
форм и методов современного телесного воспитания ........................................................449
Библиография .......................................................................................................................... 465
Глава 12. Личностно-ориентированное (физкультурное) двигательное
воспитание .............................................................................................................................. 480
12.1. Понятие физкультурно-двигательного воспитания.................................................... 480
12.2. Основные направления и элементы физкультурно-двигательного воспитания ..... 482
12.3. Физкультурно-двигательное воспитание, образование и
обучение (в узком смысле) .....................................................................................................490
12.4. Методы базисного физкультурно-двигательного воспитания ................................. 492
12.5. Методы воспитания ценностно-избирательного отношения к занятиям физкультурой и
воспитания посредством этих занятий ....................................................................... 506
Библиография .......................................................................................................................... 514
Глава 13. Спортивное воспитание ..................................................................................... 525
13.1. Понятие, основные направления и элементы спортивного
воспитания ...............................................................................................................................525
13.2. Спортивное воспитание, образование, обучение
(в узком смысле) ......................................................................................................................534
13.3. Проблема ценностной ориентации современного спортивного воспитания .......... 535
13.4. Методы базисного спортивного воспитания .............................................................. 543
13.5. Проблема методов воспитания спортивно-гуманистической культуры личности и
общегуманистического воспитания посредством спорта ......................................... 544
5
Стр.5
Оглавл ение
13.6. Основные направления, формы и методы образовательной
информационно-просветительской деятельности в структуре
спортивного воспитания ...................................................................................................554
13.7. Олимпийские и другие спортивные соревнования как
метод воспитания .................................................................................................................581
13.8. Новые принципы подхода к программе спортивных
соревнований ........................................................................................................................583
13.9. Новые принципы подхода к определению и поощрению
достижений спортсменов .....................................................................................................596
13.10. Новые принципы подхода к составу участников спортивных соревнований .... 604
13.11. Инновационные методы повышения ориентации участников спортивных соревнований
на сотрудничество .................................................................................................... 607
13.12. «Адаптационная модификация» спортивных соревнований
(вида спорта) .........................................................................................................................611
13.13. Спартианский способ организации игрового соперничества
и сотрудничества ..................................................................................................................614
13.14. Принципы гуманистической педагогики и психологии
в спортивной подготовке .....................................................................................................636
13.15. Роль спортивных клубов в спортивно-гуманистическом
воспитании ............................................................................................................................640
Библиография ................................................................................................................................... 644
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................ 670
Библиография ................................................................................................................................... 681
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ .............................................................................................................. 685
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одна из наиболее важных социальных проблем, с которой в настоящее время
сталкивается большинство стран, - физическое, психическое и духовно- нравственное
совершенствование детей и молодежи.
Острой и актуальной данная проблема является, например, для современной
России. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие об этом.
По данным ряда исследований, около 75 % детей дошкольного возраста имеют
серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школь ников младших
классов составляют 10-12 %, а среди старших - всего 5 %. Более чем у 50 % детей
разного возраста диагностируются хронические заболе вания. Сегодняшние дети имеют
худшие, чем их сверстники 10-15 лет назад, показатели в росте, окружности грудной
клетки, динамометрии. Около 40 % де тей страдают хроническими заболеваниями.
Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем,
которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Причем, за
период обучения в школе показатели физического здоровья учащихся, в среднем,
ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс практически здоровы около
12 % детей, то к выпускному классу их численность сокращается наполовину. Около 50
Стр.6
Пред исло вие
% юношей и девушек выходят из школы, уже имея два -три диагноза болезней, а в
целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми. По причине
низкого уровня состояния здоровья около 1 млн детей школьного возраста полностью
отлучены от занятий физкультурой. По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков
15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы
различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей
профессии (Бальсевич, 2005; Барыше- ва Н. В., Виноградов П. А., Жолдак, 1997;
Вишневский В. А., 2002; Гостев Р. Г., Гостев Г. Р., Никитина С. Ф., 2004; Смирнов Н.
К., 2002).
Негативные тенденции прослеживаются и в физической подготовленности
школьников (Бальсевич, 2005; Виноградов П. А., 1995; Вишневский В. А., 2002;
Комков, 1998, 2002). Лишь часть школьников (30-70 %) выполняют нормативы
государственной программы. Последние 20-25 лет знаменуются широким
распространением среди школьников разных психических расстройств и отклонений в
психическом развитии. Чаще всего они формируются в момент поступления в школу,
при переходе в среднее звено и у старшеклассников в связи с увеличением объема
учебной нагрузки. Количество абсолютно здоровых в психическом отношении
школьников снижается и в старших классах составляет 10-15 %. На фоне социальной
незащищенности, девальвации духовных ценностей, внутрисемейной дизадаптивности
растет детская преступность.
/8/ Таким образом, к старым болезням школы добавились новые: проблемы,
связанные с бедностью, насилием; рискованное сексуальное поведение; психо -
логические и эмоциональные расстройства (Вишневский В. А., 2002).
Острой является эта проблема и применительно к молодым людям. Лишь около 10
% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близ кий к норме. За
период обучения в вузе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья, и к концу обучения параметры здоровья и
физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов.
Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в
Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим
здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических
заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится
маловероятной (Смирнов Н. К., 2002, с.7, 8). По данным С. Г. Добротворской, около 54
% студентов страдают вредными привычками: курят 61,4 % юношей и 44,5 % девушек,
регулярно употребляют спиртные напитки 76 % студентов и 74,2 % студенток,
периодически пользуются различного рода наркотическими препаратами одна треть
студенчества на фоне низкой двигательной активности (до 90 % студентов страдают
выраженной гиподинамией) и слабой мотивации к занятиям физической культурой и
спортом (до 60 % студентов не занимаются регулярно физическими упражнениями)
(Добротворская, 2002).
В психической жизни детей и молодежи наблюдается развитие комплекса таких
деструктивных явлений: незрелость сознания и узость представлений; заниженная
либо гиперзавышенная самооценка; ориентация на негативные
стороны
7
Стр.7
Пред исло вие
психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия;
неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в
обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров и т. п. Среди учащейся молодежи
возрастает заболеваемость наркоманией среди подростков - за десятилетие
увеличилась в 17 раз. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в
возрасте до 30 лет. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления
наркотиков: в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в
возрасте до 14 лет.
Молодежный возраст (примерно от 17 до 25 лет) - это время не только освоения
нового комплекса знаний, определенной профессии, но также выбора идеалов,
принятия первых по-настоящему серьезных самостоятельных решений, осознания
своих гражданских обязанностей, ответственности, интенсивного саморазвития
личности и т.д. Однако в процессе перехода России к новому типу экономических
отношений значительную часть молодежи охва тили чрезмерный прагматизм, нигилизм
и безразличие к духовным ценностям. На первый план выходят такие ценности, как
жажда обогащения, культ денег, /9/ успех и карьера любой ценой (Багиров, Генин,
Попов В.Г., Руденкин, 1993; Вишневский Ю.Р., Шапко, 2000; Лихачев Б.Т., 1997;
Порус, 2005; Федотова, 2005).
С аналогичными проблемами физического, психического и духовно-нравственного
здоровья детей и молодежи в большей или меньшей степени сталкиваются и
другие страны.
Важнейшее значение для решения этих проблем имеет создание эффективной
системы воспитания.
Авторитетный педагог-новатор О.С. Газман так писал о задачах воспита тельной
работы в современной России: «Когда стираются границы между добром и злом, между
нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою
ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без
поддержки и помощи в трудный период самоопределения» (Газман, 1997, с. 45).
В России в связи с резкой критикой существовавшей ранее жестко идеологизированной
системы планирования духовной жизни народа и плановой «воспитательной
работы с массами» наблюдалось пренебрежительное отношение к
воспитательной работе. В последнее время ситуация меняется в лучшую сторону.
Воспитание подрастающего поколения начинает рассматриваться как одна из главных
стратегических задач развития современного общества, составляющих основу
безопасности страны (Зимняя, Боденко, Морозова, 1998). Впервые за многие
десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной
доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и
обучения как единого процесса, пути их достижения по средством государственной
политики в области образования на предстоящие четверть века. В «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что
«воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной
составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс
обучения и развития» (Концепция модернизации..., 2002, с. 10).
8
Стр.8