Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теоретические основы спортивной культуры студентов: Монография (360,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
АвторыБаринов С. А.
ИздательствоМ.: Анкил
Страниц216
ID543098
АннотацияВ монографии впервые в научной литературе дается целостный анализ основных понятий и положений теории спортивной культуры студентов: уточняется понятийный аппарат этой теории, раскрываются содержание, структуры и формы спортивной культуры студентов. Особое внимание в монографии уделяется характеристике спортивно-гуманистической культуры студента, основу которой составляет позитивное ценностное отношение к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Анализируются две основные формы (разновидности) этой культуры – олимпийская и спартианская. Значительный интерес для специалистов представляет раздел моно-графии, в котором дается анализ факторов, определяющих содержание, характер, направленность спортивной культуры студентов. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
ISBN978-5-86476-306-43
Столяров, В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов: Монография / С.А. Баринов; В.И. Столяров .— Москва : Анкил, 2009 .— 216 с. — ISBN 978-5-86476-306-43 .— URL: https://rucont.ru/efd/543098 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особое внимание в монографии уделяется характеристике спортивногуманистической культуры студента, основу которой составляет позитивное ценностное отношение к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. <...> Значительный интерес для специалистов представляет раздел монографии, в котором дается анализ факторов, определяющих содержание, характер, направленность спортивной культуры студентов. <...> Понятие и структура олимпийской спортивно-гуманистической культуры студентов……………………………………………. <...> 171 4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (вместо введения) Данная работа посвящена теоретической концепции спортивной культуры в процессе модернизации спортивной работы в вузе. <...> . Однако эффективная реализация такого подхода к спортивной работе со студентами, как будет показано ниже, требует решения комплекса сложных педагогических задач. <...> В работах, посвященных общей теории культуры, а также проблемам культуры учащейся молодежи, спортивная культура, в отличие от физической, как правило, даже не упоминается. <...> Однако основным предметом этого анализа является спортивная культура школьников, а главное, как будет показано ниже, допускаются существенные теоретико-методологические ошибки: дается односторонняя трактовка спортивной культуры и путей ее формирования, не учитываются возможные разновидности, формы этого элемента культуры, отсутствует анализ факторов, определяющих его содержание и направленность спортивной культуры, а также характеристика ее диагностики и т.д. <...> «Спорт представляет собой деятельность, базовой (ядерной) сущностью которой являются спортивные соревнования» [462, С. <...> Именно этим, по его мнению, спортивные соревнования отличаются «от любого <...>
Теоретические_основы_спортивной_культуры_студентов_Монография.pdf
В.И. Столяров, С.Ю. Баринов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ АНКИЛ Москва 2009
Стр.1
2 УДК 796+326 ББК 75.4+66.4 С 81 Столяров В.И., Баринов С.Ю. Теоретические основы спортивной культуры студентов: Монография /ред. канд. филос. наук Е.В. Стопникова. – М.: Анкил, 2009. – 215 с. В монографии впервые в научной литературе дается целостный анализ основных понятий и положений теории спортивной культуры студентов: уточняется понятийный аппарат этой теории, раскрываются содержание, структуры и формы спортивной культуры студентов. Особое внимание в монографии уделяется характеристике спортивногуманистической культуры студента, основу которой составляет позитивное ценностное отношение к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Анализируются две основные формы (разновидности) этой культуры – олимпийская и спартианская. Значительный интерес для специалистов представляет раздел монографии, в котором дается анализ факторов, определяющих содержание, характер, направленность спортивной культуры студентов. Рецензенты: член-корреспондент РАО, д.ф.н., профессор С.Д. Неверкович д.ф.н. М.Я. Сараф ISBN 978-5-86476-306-43 © «Анкил», 2009 © Столяров В.И., Баринов С.Ю., 2009
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (вместо введения)…………………………………………………….. 4 1. Исходные понятия и положения……………………………… 9 1.1. Понятие спорта……………………………………………… 9 1.2. Понятие культуры……………………………………………. 1.3. Понятие спортивной культуры……………………….......... 1.4. Структура спортивной культуры личности ……………… 47 30 41 2. Содержание, структура и формы спортивной культуры студентов…………………………………………………………. 54 2.1. Особенности студенчества как социальной группы………. 54 2.2. Базис спортивной культуры студентов……………………… 60 2.2. Формы (разновидности) спортивной культуры студентов… 64 3. Спортивно-гуманистическая культура студентов………… 68 3.1. Основные идеи, идеалы и ценности гуманизма…………… 68 3.2. Понятие и структура спортивно-гуманистической культуры… 74 4. Олимпийская разновидность спортивно-гуманистической культуры студентов……………………………………… …… 83 4.1. Идеалы и ценности олимпизма………………………………. 83 4.2. Понятие и структура олимпийской спортивно-гуманистической культуры студентов…………………………………………….. 99 5. Спартианская разновидность спортивно-гуманистической культуры студентов……………………………………………. 113 5.1. Спартианские идеалы и ценности …………………………….. 113 5.2. Понятие и структура спартианской спортивно-гуманистической культуры студентов…………………………………………….. 119 6. Факторный анализ спортивной культуры студентов…………. 136 6.1. Факторы, влияющие на базис спортивной культуры студентов …………………………………………………......... 136 6.2. Факторы, определяющие особенности (форму) спортивной культуры студентов……………………………… 150 Заключение ……………………………………………………….. 167 Библиография…………………………………………………….. 171
Стр.3
4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (вместо введения) Данная работа посвящена теоретической концепции спортивной культуры в процессе модернизации спортивной работы в вузе. Целый ряд причин обусловливает актуальность разработки данной концепции. 1. Прежде всего отметим общую сложную социальнодемографическую ситуацию, низкий уровень здоровья и физической подготовленности населения, рост преступности и наркомании, девальвацию духовно-нравственных ценностей в условиях современной России. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [248, С. 7]. Данная проблема актуальна и для студентов. Лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния, близкий к норме. По данным различных исследований, у 80-85% студентов вузов отмечается нарушение здоровья разной степени [157, С. 12]. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем. Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья учащейся молодежи: ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционноагрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров. За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили пре
Стр.4
5 ступления. К числу важных средств решения указанной проблемы общепризнано относить физкультурно-спортивную деятельность, в которой заключены огромные возможности для позитивного воздействия на весь комплекс физических и духовных способностей студентов, их социальные отношения. В настоящее время фактически общепризнано, однако, что существующая система физкультурно-спортивной работы в вузе не позволяет решить основные задачи, возлагаемые на эту систему, – не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес к физкультурно-спортивной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический, культурный потенциал этой деятельности [см.: 23, 66, 70, 71, 72, 87, 101, 211, 212, 216, 267, 432, 641 и др.]. За период обучения в ВУЗе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурноспортивная активность значительной части студентов заметно снижается от курса к курсу, и к концу окончания ВУЗа все параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов [см.: 157]. Эта ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации физкультурно-спортивной работы в вузе – поиск новых подходов к организации этой работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных содействовать решению комплекса социальнопедагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время. 2. Вопрос об этой модернизации возникает и в связи с новыми социально-политическими и экономическими условиями нашей страны. Демократизация современного общества, усиление гуманитарной направленности высшего профессионального образования и вхождение российской высшей школы в международное образовательное пространство потребовали осмыслить цели, задачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы высшего образования в новых исторических условиях, пути преодоления все более ясно обозначившихся кризисных явлений в этой сфере. Одно из важнейших направлений решения данной проблемы усматривается в гуманизации образования. Речь идет о том, чтобы
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.