ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В.И. <...> В XXI веке спортивная деятельность может сыграть важную роль в формировании и развитии новой гуманной культуры человеческих взаимоотношений [Lenk, 1985]. <...> Как показывает анализ, в настоящее время гуманистический культурный потенциал спортивной деятельности используются далеко не полностью. <...> Поэтому все более актуальными являются вопросы о том, «какие ценности, какие общественные стереотипы поведения и взаимоотношений людей, какие личные черты характера вынесет из спортивной деятельности индивид, какой моральный смысл в различных жизненных ситуациях приобретут сформировавшиеся в спортивной деятельности волевые качества: упорство и инициативность или авантюризм и карьеризм; смелость и чувство собственного достоинства или чувство высокомерия и самолюбования» [Васильева, 1989, с. <...> Все эти исследования приводят к одному общему выводу: активные и регулярные занятия спортом, спортивные (в том числе олимпийские) соревнования, как правило, не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. <...> Те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем постоянные участники состязаний, и спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами «более низкого класса» проявляют меньшую склонность связывать себя этим кодексом. <...> В частности, уже через 2-3 года занятий в спортшколах при практически одинаковых исходных позициях в реакции на нарушение правил "честной игры" с остальными школь никами подросток-спортсмен начинает в 1,5 раза чаще занимать безразличную позицию, чем его сверстники [Винник, 1989]. <...> Такое направление спортивно-педагогической деятельности мы назвали спортивно-гуманистическим воспитанием [см. Столяров, 1987, 1988]. <...> Проблемы спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи специально обсуждались <...>
Теоретическая_концепция_спортивно–гуманистического_воспитания_детей_и_молодежи__Статья.pdf
Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно–гуманистического
воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта.
Выпуск третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г.
Ольхова. – Москва–Сургут: МГИУ, 2000. – С. 21–79.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В.И. Столяров
К истории вопроса
В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения.
Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать
на практике идеалы и ценности гуманизма. Идея гуманизации,
"очеловечивания" системы общественных отношений, различных сфер деятельности
людей лежит в основе большинства тех социальных программ
обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время.
Эта идея является центральной и в процессе перестройки всей системы
образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи. Ставится
задача повышения гуманистической, культурной, духовнонравственной
ценности этой системы и ее отдельных элементов.
Стремление к практической реализации идеалов и ценностей гуманизма
на современном этапе развития человеческой цивилизации побуждает поновому
взглянуть на самые различные явления и события, оценить их с
точки зрения того, какие возможности заключены в них для реализации
общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей, какую роль они
играют в этом плане в современных условиях и каковы пути повышения их
гуманистической ценности.
Серьезного внимания в этом плане заслуживает спорт, который все более
широко используется в системе образования, воспитания и организации
досуга детей и молодежи.
В настоящее время массовые спортивные соревнования для детей и
подростков получают широкое развитие во многих странах. В Германии
ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи – массовые спортивные
соревнования для детей школьного возраста. Кроме того проводятся соревнования
"Молодежь тренируется для Олимпиады". В программу этих
соревнований входит 10 видов спорта: легкая атлетика, плавание, гимнастика,
волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, академическая гребля, лыжные
гонки, хоккей. В Австрии проводятся массовые соревнования школьников
«Летняя неделя спорта». Полумарафон среди школьников в виде эстафеты
с большим количеством участников организуется во Франции. Развитие
школьного баскетбола в Австрии привело к созданию организацион
Стр.1
ной модели соревнований школьников на кубок "Золотой бокал". В США
проводятся чемпионаты по плаванию среди школьников старших классов.
Их цель – повышение популярности этого вида спорта среди детей и подростков.
В
нашей стране проводились такие массовые детско-юношеские спортивные
соревнования как Всесоюзные соревнования по пионерскому легкоатлетическому
четырехборью "Дружба", Всесоюзные детские спортивные
игры "Старты надежд", соревнования на призы клубов "Кожаный
мяч", "Золотая шайба" и др. Интересной формой организации детских
спортивных мероприятий были соревнования по комплексу подвижных
игр под названием "Спортландия", которые зародились в Белоруссии в 60е
годы. Эти соревнования проводились под разными названиями: "Веселые
старты", "Ловкие и смелы", "Стартуют все!", "Спринт", "Папа, мама и я –
спортивная семья" и др. Аналогичные массовые соревнования проводились
и в бывшей ГДР под названием "Делай с нами, делай как мы, делай
лучше нас". В 1991 г. в целях стимулирования занятий спортом школьников
малых городов страны разработано Положение о проведении Всесоюзных
спортивных игр школьников. Проводятся Игры сельской молодежи,
спартакиады учащихся средних школ и другие массовые спортивные соревнования
детей и молодежи. В г. Сургут в последнее время большую популярность
приобрели новые спортивные соревнования школьников под
названием «Старт! Старт!» Все более широкий размах получают и международные
детско-юношеские спортивные соревнования. Например, с 1968
г. проводятся Международные спортивные игры школьников. В 1998 году
в Москве состоялись Всемирные юношеские игры.
За последние годы получили широкое распространение новые формы
двигательной активности: аэробика, акробатический рок-н-ролл, брейкданс
и др., новые технологии физической тренировки: видеотренинг, шейпинг
и др., а также новые виды спорта: армреслинг, виндсерфинг, дартс,
скейборд, фристайл и др. Изобретаются все новые виды спорта [см. напр.
Батманов, 1994; Калинкин, 1998; Сироткин, 1998 и др.]. Среди детей и
молодежи все более популярными становятся восточные боевые искусства:
айкидо, каратэ, кекусинкай, таэквандо, ушу и т.д. [см. Моченов, 1994].
В течение длительного времени не только среди специалистовпрактиков,
но и среди ученых, преобладало мнение о том, будто активные
занятия спортом сами по себе привлекают спортсменов к миру культурных
ценностей и тем самым позволяют решить широкий круг важных социально-педагогических,
гуманистически ориентированных задач: содействуют
сохранению и укреплению здоровья, формированию эстетической и нравственной
культуры, разностороннему развитию личности и т.д. Такое мнение
имеет широкое хождение и в настоящее время.
Список литературы см. в конце сборника – он общий для всех работ сборника.
Стр.2