Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Теоретическая концепция спортивно–гуманистического воспитания детей и молодежи : Статья (120,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц57
ID543097
АннотацияВ современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на практике идеалы и ценности гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания" системы общественных отношений, различных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно–гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. – Москва–Сургут: МГИУ, 2000. – С. 21–79. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Столяров, В.И. Теоретическая концепция спортивно–гуманистического воспитания детей и молодежи : Статья / В.И. Столяров .— : [Б.и.], 2000 .— 57 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543097 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В.И. <...> В XXI веке спортивная деятельность может сыграть важную роль в формировании и развитии новой гуманной культуры человеческих взаимоотношений [Lenk, 1985]. <...> Как показывает анализ, в настоящее время гуманистический культурный потенциал спортивной деятельности используются далеко не полностью. <...> Поэтому все более актуальными являются вопросы о том, «какие ценности, какие общественные стереотипы поведения и взаимоотношений людей, какие личные черты характера вынесет из спортивной деятельности индивид, какой моральный смысл в различных жизненных ситуациях приобретут сформировавшиеся в спортивной деятельности волевые качества: упорство и инициативность или авантюризм и карьеризм; смелость и чувство собственного достоинства или чувство высокомерия и самолюбования» [Васильева, 1989, с. <...> Все эти исследования приводят к одному общему выводу: активные и регулярные занятия спортом, спортивные (в том числе олимпийские) соревнования, как правило, не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. <...> Те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем постоянные участники состязаний, и спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами «более низкого класса» проявляют меньшую склонность связывать себя этим кодексом. <...> В частности, уже через 2-3 года занятий в спортшколах при практически одинаковых исходных позициях в реакции на нарушение правил "честной игры" с остальными школь никами подросток-спортсмен начинает в 1,5 раза чаще занимать безразличную позицию, чем его сверстники [Винник, 1989]. <...> Такое направление спортивно-педагогической деятельности мы назвали спортивно-гуманистическим воспитанием [см. Столяров, 1987, 1988]. <...> Проблемы спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи специально обсуждались <...>
Теоретическая_концепция_спортивно–гуманистического_воспитания_детей_и_молодежи__Статья.pdf
Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно–гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. – Москва–Сургут: МГИУ, 2000. – С. 21–79. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В.И. Столяров К истории вопроса В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на практике идеалы и ценности гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания" системы общественных отношений, различных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время. Эта идея является центральной и в процессе перестройки всей системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи. Ставится задача повышения гуманистической, культурной, духовнонравственной ценности этой системы и ее отдельных элементов. Стремление к практической реализации идеалов и ценностей гуманизма на современном этапе развития человеческой цивилизации побуждает поновому взглянуть на самые различные явления и события, оценить их с точки зрения того, какие возможности заключены в них для реализации общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей, какую роль они играют в этом плане в современных условиях и каковы пути повышения их гуманистической ценности. Серьезного внимания в этом плане заслуживает спорт, который все более широко используется в системе образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи. В настоящее время массовые спортивные соревнования для детей и подростков получают широкое развитие во многих странах. В Германии ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи – массовые спортивные соревнования для детей школьного возраста. Кроме того проводятся соревнования "Молодежь тренируется для Олимпиады". В программу этих соревнований входит 10 видов спорта: легкая атлетика, плавание, гимнастика, волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, академическая гребля, лыжные гонки, хоккей. В Австрии проводятся массовые соревнования школьников «Летняя неделя спорта». Полумарафон среди школьников в виде эстафеты с большим количеством участников организуется во Франции. Развитие школьного баскетбола в Австрии привело к созданию организацион
Стр.1
ной модели соревнований школьников на кубок "Золотой бокал". В США проводятся чемпионаты по плаванию среди школьников старших классов. Их цель – повышение популярности этого вида спорта среди детей и подростков. В нашей стране проводились такие массовые детско-юношеские спортивные соревнования как Всесоюзные соревнования по пионерскому легкоатлетическому четырехборью "Дружба", Всесоюзные детские спортивные игры "Старты надежд", соревнования на призы клубов "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и др. Интересной формой организации детских спортивных мероприятий были соревнования по комплексу подвижных игр под названием "Спортландия", которые зародились в Белоруссии в 60е годы. Эти соревнования проводились под разными названиями: "Веселые старты", "Ловкие и смелы", "Стартуют все!", "Спринт", "Папа, мама и я – спортивная семья" и др. Аналогичные массовые соревнования проводились и в бывшей ГДР под названием "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас". В 1991 г. в целях стимулирования занятий спортом школьников малых городов страны разработано Положение о проведении Всесоюзных спортивных игр школьников. Проводятся Игры сельской молодежи, спартакиады учащихся средних школ и другие массовые спортивные соревнования детей и молодежи. В г. Сургут в последнее время большую популярность приобрели новые спортивные соревнования школьников под названием «Старт! Старт!» Все более широкий размах получают и международные детско-юношеские спортивные соревнования. Например, с 1968 г. проводятся Международные спортивные игры школьников. В 1998 году в Москве состоялись Всемирные юношеские игры. За последние годы получили широкое распространение новые формы двигательной активности: аэробика, акробатический рок-н-ролл, брейкданс и др., новые технологии физической тренировки: видеотренинг, шейпинг и др., а также новые виды спорта: армреслинг, виндсерфинг, дартс, скейборд, фристайл и др. Изобретаются все новые виды спорта [см. напр. Батманов, 1994; Калинкин, 1998; Сироткин, 1998 и др.]. Среди детей и молодежи все более популярными становятся восточные боевые искусства: айкидо, каратэ, кекусинкай, таэквандо, ушу и т.д. [см. Моченов, 1994]. В течение длительного времени не только среди специалистовпрактиков, но и среди ученых, преобладало мнение о том, будто активные занятия спортом сами по себе привлекают спортсменов к миру культурных ценностей и тем самым позволяют решить широкий круг важных социально-педагогических, гуманистически ориентированных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, формированию эстетической и нравственной культуры, разностороннему развитию личности и т.д. Такое мнение имеет широкое хождение и в настоящее время.  Список литературы см. в конце сборника – он общий для всех работ сборника.
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.