Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья : Статья (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
АвторыГубарева Т. И., Лубышев Е. А.
Издательство[Б.и.]
Страниц86
ID543088
АннотацияИзлагаемая ниже программа базируется на идеях гуманистического проекта под названием "СпАрт" /"SpArt"/, который был разработан в 1990 г. и изложен его автором в многочисленных публикациях, выступлениях на семинарах, конференциях, конгрессах и т.д. В названии проекта (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" — духовность, "Sport" — спорт и "Art" — искусство) отражена его главная идея и основной замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции с искусством. Столяров В.И., Губарева Т.И., Лубышев Е.А. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 8. Гуманистически ориентированные формы физкультурно–спортивной работы с инвалидами: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 11–129. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Столяров, В.И. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья : Статья / Т.И. Губарева, Е.А. Лубышев; В.И. Столяров .— : [Б.и.], 1998 .— 86 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543088 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Спорт, духовные ценности, культура. <...> В данной работе ставится задача изложить теоретико-методологические основания данной спартианской программы, охарактеризовать предлагаемые в ней основные формы и методы культурно-спортивной работы с инвалидами и проанализировать первые шаги на пути ее практической реализации. <...> То же касается профессионального, образовательного уровня и ряда других вопросов социально-экономичес-кого аспекта реабилитации и интеграции инвалидов [см. Отчет., 1991]. <...> В ряде стран вопросы социальной реабилитации и интеграции инвалидов регулируются актами высших законодательных органов [см. Службы., 1987]. <...> Социальная интеграция инвалидов тесно связана с их активностью в таких важных сферах, как обучение и трудовая деятельность. <...> Таким образом, процесс интеграции инвалидов в обычных учебных заведениях достаточно сложен с психологической точки зрения. <...> Вследствие отграничения (в указанном смысле) спорта от искусства и других видов творческой деятельности традиционная модель содействует одностороннему развитию участников, снижает зрелищность соревнований, их привлекательность для многих людей и т.д., а также — в силу жестких правил — ограничивает проявление творческих способностей участников. <...> «Спартианские» формы культурно-спортивной работы Центральное место среди «спартианских» форм культурно-спортивной работы занимает организация и проведение Игр под названием «Спартианские Игры» (другие возможные их названия: Игры "СпАрт", "Турнир Рыцарей СпАрта", Игры "Спартианская семья" и др.) <...> К числу важнейших из них относятся следующие:  уникальная программа Игр, которая, во-первых, включает в себя «спартианские агоны», объединяющие спорт с искусством, с другими видами духовно-творческой деятельности и требующие от участников разностороннего развития, гармонии духовного и физического <...>
Спартианская_программа_социальной_реабилитации_лиц_с_ограниченными_возможностями_здоровья__Статья.pdf
Столяров В.И., Губарева Т.И., Лубышев Е.А. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно–спортивной работы с инвалидами: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 11–129. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья В.И.Столяров, Т.И.Губарева, Е.А.Лубышев Предисловие Излагаемая ниже программа базируется на идеях гуманистического проекта под названием "СпАрт" /"SpArt"/, который был разработан в 1990 г. и изложен его автором в многочисленных публикациях, выступлениях на семинарах, конференциях, конгрессах и т.д. [см. Столяров, 1990-1996; Stolyarov, 1991, 1995, 1996]. В названии проекта (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" — духовность, "Sport" — спорт и "Art" — искусство) отражена его главная идея и основной замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции с искусством. Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются в проекте как самоцель. Предлагаемые проектом новые формы объединения спорта (в его гуманизированной, «одухотво-ренной» форме) с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности призваны содействовать решению целого ряда важных социальных, социально-педагогических и культурных задач, ориентированных на различные группы населения, в том числе на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Практическая реализация проекта началась в 1991 г. В разработке материалов отдельных акций, связанных с реализацией проекта, и в самой этой реализации принимала участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников в области культуры, физического воспитания, спорта, организации досуга: Баринова И.В., Батманов Н.П., Богословский В.В., Брызгалов Ю.С., Вишневский В.И., Гаврилкин И.Б., Горбатов А.Н., Губарева Т.И., Егоров А.Г., Елистратов М.В., Козырева О.В., Кузнецова З.М., Курило С.И., Кучер Н.И., Лабскир В.М., Михович А.С., Новикова С.С., Подколзина Л.Н., Русаков В.И., Савельев А.Ф., Самусенков О.И., Симаков Ю.П., Стопникова Е.В., Чайникова Е.Д. и др. Работа по проекту продолжается и в настоящее время. На основе идей проекта «СпАрт» разработан и практически реализуется целый ряд программ, ориентированных на различные группы населения (например, на детей школьного возраста — программа «СпАрт-Школа», детей дошкольного возраста — программа «Друзья Спартиашки» и др.) или связанных с решением специфических задач (например, спартианская программа олимпийского образования и воспитания, спартианская программа гуманизации спорта высших достижений и реализации в 5
Стр.1
современных условиях Кубертеновского идеала олимпийского атлета, спартианская программа интеграции спорта с искусством и др.) и др. Уже первые шаги по реализации проекта «СпАрт» и, в частности, проведение в 1991 г. в г. Анапа Спартианских Игр школьников, на которые по инициативе И.Б.Гаврилкина в качестве участников была приглашена группа детей-инвалидов, показали огромные возможности форм и методов работы, предусмотренных этим проектом, для социальной интеграции и реабилитации инвалидов, организации их досуга. Поэтому в последующие годы была организована постоянная целенаправленная работа по активному включению инвалидов во все акции, проводимые на основе проекта «СпАрт», — в Спартианские Игры, Спартианские клубы и т.д. В настоящее время эта работа проводится на основе специальной программы «Стань спартианцем!» (координатор программы — Губарева Т.И.). Основные цели и задачи программы — использование форм и методов, предусмотренных проектом «СпАрт», для оказания помощи в социальной реабилитации инвалидов, преодолении их социального отчуждения, а также для формирования и усиления их ориентации на духовно-нравственные ценности, самопреодоление, развитие и реализацию своих способностей, для организации их активного, творческого отдыха. В данной работе ставится задача изложить теоретико-методологические основания данной спартианской программы, охарактеризовать предлагаемые в ней основные формы и методы культурно-спортивной работы с инвалидами и проанализировать первые шаги на пути ее практической реализации. В Приложениях приведены дополнительные материалы, которые могут быть использованы при организации практической работы с инвалидами на основе данной программы. I. Теоретико-методологические основы программы В теоретико-методологическом плане программа ориентируется на принципы гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: понимание человека как высшей социальной ценности; принцип деятельностного подхода к развитию личности; превращение ученика из объекта социальнопедагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению; демократизация в отношениях педагога с учениками; индивидуализация в работе на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья человека, уровне его физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностях и т.д.; организация личностного обучения в групповой форме; осуществление активного социального обучения в целях педагогических коррекций и т.д. [ подробнее см. Бальсевич, 1988; Лебедев, Филиппова, 1992; Лубышева, 1992; Столяров, 1993 ]. При истолковании реабилитации (от позднелат. rahabilitatio) мы исходим из ее характеристики в официальных документах известных международных организаций. По определению Международной организации труда (МОТ), сущность реабилитации состоит в восстановлении здоровья лиц с ограниченными физическими или психическими способностями для достижения их максимальной физической, психической, социальной и профессиональной полноценности. Согласно решению Международного симпозиума бывших социалистических стран по реабилитации (1964 год), под реабилитацией следует понимать совместную деятельность медицинских работников, педагогов (в области физической культуры), 6
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.