Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Автономная некоммерческая организация «Учебный центр информационных и образовательных технологий» В.И. Вишневский, В.И. Столяров СИСТЕМА МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ «КОМАНДА-КЛАСС» ПО ИГРОВЫМ ВИДАМ СПОРТА Научно-методические рекомендации под общей ред. д.ф.н., проф. <...> В.И. Столярова Москва 2009 В оригинале написано: Научно-методические рекомендации «Система массовых спортивных соревнований школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта» подготовлены Вишневским В.И., Столяровым В.И. (под общей ред. д.ф.н., проф. <...> В.И. Столярова) в рамках выполнения научно-исследовательских работ по проекту «Разработка принципов и методов реализации модели массовых спортивных соревнований школьников «КОМАКНДА-КЛАСС» по игровым видам спорта», проводимому в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в 2006–2015 годах» по Государственному контракту № П 1697 от 23 сентября 2009 г. Вишневский В.И., Столяров В.И. <...> Система массовых спортивных соревнований школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта: Научнометодические рекомендации/под общей ред. д.ф.н., проф. <...> Повышение социального значения спортивных соревнований на основе некоторых изменений в общей системе школьного спорта ………………………………………………………………… 1.2. <...> Инновационные подходы к способу организации игрового соперничества в школьном спорте ………………………………. <...> Общепризнано, что важное значение для решения перечисленных проблем имеет включение школьников в активные и регулярные занятия физкультурой и спортом. <...> Спортивные соревнования и подготовка к ним – при их правильной организации – позволяют целенаправленно и эффективно воздействовать на все стороны, компоненты физического состояния человека, включая здоровье, разнообразные физические качества, двигательные способности, телосложение и т.д., вносить в них нужные коррективы, исправлять <...>
Система_массовых_спортивных_соревнований_школьников_«Команда-класс»_по_игровым_видам_спорта_Научно-методические_рекомендации.pdf
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация
«Учебный центр информационных и образовательных технологий»
В.И. Вишневский, В.И. Столяров
СИСТЕМА МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ «КОМАНДА-КЛАСС»
ПО ИГРОВЫМ ВИДАМ СПОРТА
Научно-методические рекомендации
под общей ред. д.ф.н., проф. В.И. Столярова
Москва
2009
Стр.1
В оригинале написано:
Научно-методические рекомендации «Система массовых спортивных соревнований
школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта» подготовлены
Вишневским В.И., Столяровым В.И. (под общей ред. д.ф.н., проф. В.И. Столярова) в рамках
выполнения научно-исследовательских работ по проекту «Разработка принципов и
методов реализации модели массовых спортивных соревнований школьников «КОМАКНДА-КЛАСС»
по игровым видам спорта», проводимому в рамках федеральной целевой
программы «Развитие физической культуры и спорта в 2006–2015 годах» по Государственному
контракту № П 1697 от 23 сентября 2009 г..
Вишневский В.И., Столяров В.И. Система массовых спортивных соревнований
школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта: Научнометодические
рекомендации/под общей ред. д.ф.н., проф. В.И. Столярова. –
М., 2009. – 131 с.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
(Вместо введения) ………………………………………………………………4
1. Отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации
инновационных проектов и программ повышения социального
значения спортивных соревнований детей и подростков ……. 20
1.1. Повышение социального значения спортивных соревнований
на основе некоторых изменений в общей системе школьного
спорта …………………………………………………………………
1.2. Инновационные подходы к способу организации игрового
соперничества в школьном спорте ………………………………..
2. Авторский проект системы массовых спортивных соревнований
школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта………86
2.1. Основные теоретико-методологические положения
и педагогические принципы современной системы школьного
образования и воспитания ………………………………………….
2.2. Цели, задачи и основные социально-педагогические требования
к системе школьных спортивных соревнований ………………….
2.3. Основные направления совершенствования системы
организации массовых спортивных соревнований
школьников ………………………………………………………..
2.4. Положение о массовых спортивных соревнованиях
школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта……….
Заключение………………………………………………………………………………122
Библиография…………………………………………………………………
123
Стр.3
НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
(вместо введения)
/4/ В последние годы в Российской Федерации наблюдается существенное
ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Резко прогрессируют
болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые
во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании
с неблагоприятными экологическими условиями и питанием. Около 75%
детей дошкольного возраста нашей страны имеют серьезные отклонения в
уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют
10-12%, а среди старших – всего 5%. Более чем у 50% детей разного
возраста диагностируются хронические заболевания. Сегодняшние дети
имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте,
окружности грудной клетки, динамометрии. Показатель физической подготовленности
современных школьников достигает лишь 60% от результатов
их сверстников 60-70-х годов. По данным различных исследований, лишь
около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья,
близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Около 50% юношей и девушек окончив школу, имеют 2-3 диагноза болезней,
а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению и психического
здоровья детей и подростков. Число психически абсолютно здоровых
школьников снижается и в старших классах составляет 10–15%. В психической
жизни детей и подростков наблюдается развитие комплекса деструктивных
явлений: незрелость сознания и узость представлений, заниженная
либо гиперзавышенная самооценка, развитие культа экстремального
удовольствия, неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивнопассивное)
поведение детей в обществе, потеря осознанных жизненных ориентиров,
тотальное одиночество, психосоматическое нездоровье. За послед
Стр.4
ние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство
наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость
наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается
снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2000 г.
выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14
лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди
подростков и молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей
(14-29 лет) совершили преступления, из них почти 200 тыс. преступников в
возрасте от 14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тыс. детей, а
в учреждениях уголовно-исправительной системы содержится около 30 тыс.
несовершеннолетних [см.: Вишневский, 2002; Гостев Р.Г., Гостев Г.Р., Никитина,
2004; Демографическая ситуация…, 2000; Журавлева, 2002; Материалы
заседания…, 2002; Материалы к заседанию…, 2002; Рожков, 2002].
Не меньшую актуальность сегодня приобретает проблема неблагоприятных
последствий для здоровья школьников психологического стресса, вызванного
школьными факторами риска: чрезмерной интенсификацией учебного
процесса, несоответствием педагогических методик и технологий возрастным
и функциональным возможностям детей и подростков и др. В
настоящее время общепризнано, что нагрузка учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с действующим базисным учебным планом
оказывается слишком обременительной для детей и подростков.
Таким образом, сложная социально-демографическая ситуация, учебные
перегрузки, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности,
рост преступности и наркомании, девальвация духовнонравственных
ценностей в условиях современной России диктуют необходимость
физического, психического и духовного оздоровления детей и молодежи.
Из
пяти основных институтов общества (семья, школа, здравоохранение,
средства массовой информации и государство), влияющих на образ жизни
и состояние здоровья детей и подростков, особо важная роль в формиро
Стр.5