Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Проблема организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания : Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID543081
АннотацияВ статье обсуждаются позиции, как сторонников, так и противников использования соперничества в процессе воспитания. Обосновывается положение о том, что в этом процессе важно использовать не только сотрудничество, но и соперничество. Педагогический эффект его влияния на личность и социальные отношения зависит от используемого способа организации игровой деятельности. Дается характеристика уникальных спарти- анских принциповподхода к программе соревнований, составу участников, системе выявления и поощрения победителей, организации и поощрения сотрудничества, а также двух моделей спартианского способа организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания. Столяров В.И. Проблема организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания // Научно-практическая конференция «Стратегия гармоничного развития личности в концепции Международных детских Игр «Спорт – Искусство – Интеллект»: сб.научн.тр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2013. – С. 8-13. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Столяров, В.И. Проблема организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания : Статья / В.И. Столяров .— : [Б.и.], 2013 .— 6 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543081 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблема организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания // Научно-практическая конференция «Стратегия гармоничного развития личности в концепции Международных детских Игр «Спорт – Искусство – Интеллект»: сб.научн.тр. <...> Столяров Аннотация: В статье обсуждаются позиции как сторонников, так и противников использования соперничества в процессе воспитания. <...> Обосновывается положение о том, что в этом процессе важно использовать не только сотрудничество, но и соперничество. <...> Педагогический эффект его влияния на личность и социальные отношения зависит от используемого способа организации игровой деятельности. <...> Дается характеристика уникальных спартианских принциповподхода к программе соревнований, составу участников, системе выявления и поощрения побе - дителей, организации и поощрения сотрудничества, а также двух моделей спартианского способа организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания. <...> /8/ В настоящее время в процессе воспитания постоянно используются соревнования и конкурсы. <...> Такой подход основан на признании позитивной роли соперничества в данном процессе. <...> Но имеются и противники использования соперничества в процессе воспитания. <...> Полагают, что всякое соперничество оказывает негативное влияние на личность: приводит к развитию негативных качеств, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в системе воспитания. <...> Так, еще в 1706 г. Бернарде де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании» утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол: «Соперничество есть стимул своеобразного свойства. <...> Оседлав нашу душу, соперни чество наполняет нашу жизнь заботами, беспокойством и тщетными желаниями». <...> К. Д. Ушинский считал, что «ни от чего так не развиваются <...>
Проблема_организации_соперничества_и_сотрудничества_в_процессе_воспитания__Статья.pdf
Столяров В.И. Проблема организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания // Научно-практическая конференция «Стратегия гармоничного развития личности в концепции Международных детских Игр «Спорт – Искусство – Интеллект»: сб.научн.тр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2013. – С. 8-13. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОПЕРНИЧЕСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ В.И. Столяров Аннотация: В статье обсуждаются позиции как сторонников, так и противников использования соперничества в процессе воспитания. Обосновывается положение о том, что в этом процессе важно использовать не только сотрудничество, но и соперничество. Педагогический эффект его влияния на личность и социальные отношения зависит от используемого способа организации игровой деятельности. Дается характеристика уникальных спартианских принциповподхода к программе соревнований, составу участников, системе выявления и поощрения побе - дителей, организации и поощрения сотрудничества, а также двух моделей спартианского способа организации соперничества и сотрудничества в процессе воспитания. /8/ В настоящее время в процессе воспитания постоянно используются соревнования и конкурсы. Такой подход основан на признании позитивной роли соперничества в данном процессе. При определенных условиях оно позволяет сравнивать способности соперничающих сторон, оценивать их и тем самым побуждает к активности, к совершенствованию. Но имеются и противники использования соперничества в процессе воспитания. Полагают, что всякое соперничество оказывает негативное влияние на личность: приводит к развитию негативных качеств, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в системе воспитания. Так, еще в 1706 г. Бернарде де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании» утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол: «Соперничество есть стимул своеобразного свойства. Не мы пользуемся им, а он нами... Оседлав нашу душу, соперни чество наполняет нашу жизнь заботами, беспокойством и тщетными желаниями». Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости». К. Д. Ушинский считал, что «ни от чего так не развиваются самые дурные стороны души человеческой - зависть, злорадство и, наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувства соревнования». Негативное отношение к соревнованиям в системе воспитания детей высказывал и основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. Он считал, что «в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как и отличия и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе». По мнению П.Ф. Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения «ни в каком случае не могут являть ся в виде состязания» [2, C. 155, 180, 340]. Кубертен, возродивший древнегреческую агонисти- ку в форме современных Олимпийских игр, вместе с тем категорически возражал против включения в их программу детских соревнований. По его мнению, это противоречит воспитательным задачам олимпийского движения [1, с. 19]. /9/ Негативное отношение к соревнованиям лежит в основе идей вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори. Позиция автора по данной проблеме состоит в том, что в процессе воспитания следует использовать не только сотрудничество, но и соперничество. Однако при этом важно учитывать возможность его негативного влияния на личность и социальные отношения. Характер и степень такого влияния существенным образом зависят от того, как организуется соперничество и сотрудничество. Впервые введенное в работах автора понятие «способ организации соперничества и сотрудничества» характеризует принципы, на основе которых определяются: программа соревнования, состав участников, система выявления и поощрения победителей (выбор тех
Стр.1