Столяров В.И. Проблема организации соперничества и сотрудничества в процессе
воспитания // Научно-практическая конференция «Стратегия гармоничного развития
личности в концепции Международных детских Игр «Спорт – Искусство – Интеллект»:
сб.научн.тр. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2013. – С. 8-13.
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОПЕРНИЧЕСТВА И
СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
В.И. Столяров
Аннотация: В статье обсуждаются позиции как сторонников, так и противников использования соперничества в
процессе воспитания. Обосновывается положение о том, что в этом процессе важно использовать не только
сотрудничество, но и соперничество. Педагогический эффект его влияния на личность и социальные отношения
зависит от используемого способа организации игровой деятельности. Дается характеристика уникальных спартианских
принциповподхода к программе соревнований, составу участников, системе выявления и поощрения побе -
дителей, организации и поощрения сотрудничества, а также двух моделей спартианского способа организации
соперничества и сотрудничества в процессе воспитания.
/8/ В настоящее время в процессе воспитания постоянно используются соревнования и
конкурсы. Такой подход основан на признании позитивной роли соперничества в данном
процессе. При определенных условиях оно позволяет сравнивать способности соперничающих
сторон, оценивать их и тем самым побуждает к активности, к совершенствованию.
Но имеются и противники использования соперничества в процессе воспитания. Полагают,
что всякое соперничество оказывает негативное влияние на личность: приводит к развитию
негативных качеств, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное
разделение людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству,
содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в
системе воспитания. Так, еще в 1706 г. Бернарде де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании»
утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол: «Соперничество есть стимул
своеобразного свойства. Не мы пользуемся им, а он нами... Оседлав нашу душу, соперни чество
наполняет нашу жизнь заботами, беспокойством и тщетными желаниями». Л.Н. Толстой
негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: «Помните, что ничего
нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости». К. Д. Ушинский
считал, что «ни от чего так не развиваются самые дурные стороны души человеческой - зависть,
злорадство и, наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувства
соревнования».
Негативное отношение к соревнованиям в системе воспитания детей высказывал и основоположник
научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. Он считал, что «в
играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как и отличия
и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к
деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием
совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе». По мнению
П.Ф. Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения «ни в каком случае не могут являть ся в виде
состязания» [2, C. 155, 180, 340]. Кубертен, возродивший древнегреческую агонисти- ку в форме
современных Олимпийских игр, вместе с тем категорически возражал против включения в их
программу детских соревнований. По его мнению, это противоречит воспитательным задачам
олимпийского движения [1, с. 19]. /9/ Негативное отношение к соревнованиям лежит в основе идей
вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори.
Позиция автора по данной проблеме состоит в том, что в процессе воспитания следует
использовать не только сотрудничество, но и соперничество. Однако при этом важно учитывать
возможность его негативного влияния на личность и социальные отношения. Характер и степень
такого влияния существенным образом зависят от того, как организуется соперничество и
сотрудничество. Впервые введенное в работах автора понятие «способ организации соперничества
и сотрудничества» характеризует принципы, на основе которых определяются: программа
соревнования, состав участников, система выявления и поощрения победителей (выбор тех
Стр.1