Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Олимпийский урок «Час здоровья». Общая концепция олимпийского образования школьников. Учебно-методическое пособие (360,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
АвторыСухинин В. П., Логунов В. И.
ИздательствоМ.: УЦ «Перспектива»
Страниц189
ID543076
АннотацияВ пособии излагается научно обоснованная концепция олимпийского образования и дается характеристика комплексного олимпийского урока на ежедневной удлиненной перемене «Час здоровья» как одной из инновационных форм организации этой педагогической деятельности для учащихся общеобразовательных школ. При этом авторы опираются на собственный многолетний опыт анализа проблем олимпийского образования и внедрения результатов этой научно-исследовательской деятельности в практику. Особое внимание в пособии уделяется обоснованию положения о том, что олимпийское образование не сводится к формированию у школьников лишь знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. Оно предполагает решение комплекса и других педагогических задач, касающихся умений, навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения школьников в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма. Решению этой задачи и призван содействовать комплексный олимпийский урок. Пособие предназначено в первую очередь для преподавателей общеобразовательных школ, педагогических вузов, семинаров и курсов переподготовки учителей. Вместе с тем оно представляет интерес для всех, кого интересует проблемы олимпийского образования. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Столяров, В.И. Олимпийский урок «Час здоровья». Общая концепция олимпийского образования школьников. Учебно-методическое пособие / В.П. Сухинин, В.И. Логунов; В.И. Столяров .— Москва : УЦ «Перспектива», 2011 .— 189 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543076 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И. Столяров, В.П. Сухинин, В.И. Логунов ОЛИМПИЙСКИЙ УРОК «ЧАС ЗДОРОВЬЯ» ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Учебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для обучающихся учреждений высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 – Физическая культура, а также для педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного профессионального образования. <...> В пособии излагается научно обоснованная концепция олимпийского образования и дается характеристика комплексного олимпийского урока на ежедневной удлиненной перемене «Час здоровья» как одной из инновационных форм организации этой педагогической деятельности для учащихся общеобразовательных школ. <...> Оно предполагает решение комплекса и других педагогических задач, касающихся умений, навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения школьников в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма. <...> Решению этой задачи и призван содействовать комплексный олимпийский урок. <...> Инновационная программа массовых спортивных соревнований школьников «Команда-класс»…………. <...> 213 4 ВВЕДЕНИЕ Олимпийский урок – одна из наиболее важных и популярных форм педагогической деятельности, имеющей целью приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. <...> Для ее обозначения в Олимпийской хартии используется оборот “Olympic education”, который на русский язык переводят как «олимпийское образование» или «олимпийское воспитание». <...> В Олимпийской хартии – главном официальном документе современного олимпийского движения – специально подчеркивается, что Национальные олимпийские комитеты должны всемерно содействовать олимпийскому образованию детей и молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах <...>
Олимпийский_урок_«Час_здоровья»._Общая_концепция_олимпийского_образования_школьников._Учебно-методическое_пособие.pdf
В.И. Столяров, В.П. Сухинин, В.И. Логунов ОЛИМПИЙСКИЙ УРОК «ЧАС ЗДОРОВЬЯ» ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Учебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для обучающихся учреждений высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 – Физическая культура, а также для педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного профессионального образования. Москва – 2011 г.
Стр.1
В.И. Столяров, В.П. Сухинин, В.И. Логунов Олимпийский урок «Час здоровья». Общая концепция олимпийского образования школьников. Учебно-методическое пособие / под общ. ред. докт. филос. наук, проф. В.И. Столярова. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 236 с. В пособии излагается научно обоснованная концепция олимпийского образования и дается характеристика комплексного олимпийского урока на ежедневной удлиненной перемене «Час здоровья» как одной из инновационных форм организации этой педагогической деятельности для учащихся общеобразовательных школ. При этом авторы опираются на собственный многолетний опыт анализа проблем олимпийского образования и внедрения результатов этой научно-исследовательской деятельности в практику. Особое внимание в пособии уделяется обоснованию положения о том, что олимпийское образование не сводится к формированию у школьников лишь знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. Оно предполагает решение комплекса и других педагогических задач, касающихся умений, навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения школьников в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма. Решению этой задачи и призван содействовать комплексный олимпийский урок. Пособие предназначено в первую очередь для преподавателей общеобразовательных школ, педагогических вузов, семинаров и курсов переподготовки учителей. Вместе с тем оно представляет интерес для всех, кого интересует проблемы олимпийского образования. Рецензенты: С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, д.п.н., проф. О.В. Козырева – д.п.н., проф. © В.И. Столяров, 2011 © В.П. Сухинин, 2011 © В.И. Логунов, 2011 © УЦ Перспектива 2011 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………… 5 I. Теоретические основы комплексного олимпийского урока на ежедневной удлиненной перемене…………………………………17 1.1. Ежедневная удлиненная перемена для школьников………….. 17 1.2. Различные подходы к пониманию олимпийского образования ………………………………………………………21 1.3. Авторская концепция олимпийского образования школьников ……………………………………………………..27 1.4. Необходимость и значение олимпийского образования школьников ……………………………………………………... 60 II. Формы и методы организации олимпийского урока на ежедневной удлиненной перемене в школе № 27 г. Сызрань ………………………………………………………..70 2.1. Подвижные игры в программе олимпийского урока………. 71 2.2. Спортивные игры в программе олимпийского урока……… 87 2.3. Национальные и неолимпийские виды спорта в программе олимпийского урока ………………………….. 95 2.4. Нагрузка, структура и формы организации занятий физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми на олимпийском уроке……………………………….. 100 2.5. Теоретические занятия на олимпийском уроке……………. 104 2.6. Варианты организации олимпийского урока ……………… 105 2.7. Задачи педагогического коллектива и технического персонала при проведении олимпийского урока…………… 112 2.8. Подготовка инструкторов-волонтеров из числа учащихся выпускных классов для проведения олимпийских уроков ………………………………………… 116 2.9. Оценка организации и результатов олимпийского урока… 118 III. Инновационные формы и методы в организации спортивной деятельности для приобщения школьников к идеалам олимпизма ………………………………………………………… 120 3.1. Постановка проблемы …………………………………….. 120 3.2. Переход на принципы гуманистической педагогики и психологии ………………………………………………. 131 3.3. Внедрение новых оздоровительных технологий……….. 134 3.4. Поиск новых методов тестирования…………………….. 136 3.5. «Игровая рационализация» школьного физического воспитания и спорта ………………………………………. 137 3.6. Новые формы просветительской работы………………. 141 3.7. Модификация отдельных элементов способа организации соперничества в школьном спорте…………153 3.8. Спартианский способ организации игрового соперничества …………………………………………….. 173 3.9. Инновационная программа массовых спортивных соревнований школьников «Команда-класс»………….. 198 3
Стр.3
3.10. Инновационные программы подготовки школьников к спортивным соревнованиям …………………………. 208 Заключение ……………………………………………………….. 210 Библиография ……………………………………………………...213 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Олимпийский урок – одна из наиболее важных и популярных форм педагогической деятельности, имеющей целью приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Для ее обозначения в Олимпийской хартии используется оборот “Olympic education”, который на русский язык переводят как «олимпийское образование» или «олимпийское воспитание». Иногда применяются и другие термины, например: «воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе соблюдения принципов олимпизма», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание внутри олимпийского движения», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей», «использование идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе» и др. [см.: 61, 153, 225 и др.]. О необходимости развертывания и активизации в олимпийском движении этой педагогической деятельности говорится во многих международных официальных документах. Еще в 1979 году на Генеральной ассамблее всемирной ассоциации НОКов /АКНО/ НОК Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней, от начальных школ до университетов. В Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание детей и молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного Комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983 год) высказано пожелание ко всем государствам-участникам Комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования». В Олимпийской хартии – главном официальном документе современного олимпийского движения – специально подчеркивается, что Национальные олимпийские комитеты должны всемерно содействовать олимпийскому образованию детей и молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах. В 1961 г. «для поддержки и пропаганды олимпийского духа» создана Международная олимпийская академия (МОА) как организация при МОК, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных задач олимпийского движения. Инициатива ее создания принадлежит Кубертену, который видел в деятельности Академии возможность воплотить в жизнь свои педагогические замыслы, предотвратить их искажение и забвение последующими поколениями. План создания МОА утвержден Олим5
Стр.5
пийским комитетом Греции в 1938 году, однако лишь 14 июня 1961 г. произошло ее официальное открытие, и состоялась первая сессия. В Положении МОА говорится о том, что она «должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, призванный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению олимпийской идеи». МОА регулярно обсуждает вопросы олимпийского образования на своих ежегодных сессиях и проводит специальные заседания, посвященные данной проблеме. Значительное внимание вопросам олимпийского образования детей и молодежи уделяется в работе Национальных олимпийских академий, которые созданы во многих странах. Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование». Проблемы олимпийского образования являются предметом обсуждения на международных олимпийских конгрессах, научных конференциях, симпозиумах, семинарах и в научных работах. В выступлениях и публикациях отмечается важное значение олимпийского образования для практической реализации в спорте идей, идеалов и ценностей гуманизма, для формирования и повышения ориентации на эти идеалы и ценности не только спортсменов, но и всех других субъектов спортивной деятельности – тренеров, организаторов спорта, спортивных журналистов и др. Особое внимание обращается на то, что олимпийское образование, содействующее реализация в спорте олимпийских принципов “fair play” («честной игры»), которые ориентируют на нравственное поведение в спортивном соперничестве, призвано снизить негативное влияние в этой сфере такого фактора, как культ успеха, победы, высоких достижений в спорте и т.д. Вместе с тем, подчеркивается роль олимпийского образования для повышения не только гуманистического значения спортивной деятельности молодежи, но и эффективности ее общегуманистического воспитания. Принимая во внимание важное социальное значение олимпийского образования, во многих странах разрабатываются и реализуются программы этой педагогической деятельности. Некоторые из них непосредственны связаны с теми или иными Олимпийскими играми. Первая такая программа была разработана в Канаде в 1976 г. В последующем такие программы были разработаны Национальными олимпийскими академиями США (1984 г.) и Германии (1988, 1992, 1994), группами педагогов по заказу Оргкомитета Олимпийских игр в Калгари (1988), Альбервилля (1992), Лиллехаммера (1994) и Мельбурна 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.