Столяров В.И. Культура здоровья: понятие и структура // Формирование здорового
образа жизни студентов средних специальных учебных заведений: Тематич. сб.:
М.: Ин–т проблем развития среднего проф. образования Мин–ва образования РФ, 2004.
– С. 5–19.
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
д.ф.н., проф. В.И. Столяров
В последние годы в связи с катастрофической ситуацией со здоровьем подрастающего
поколения предпринимаются многочисленные попытки разработать и внедрить
в практику здоровьесберегающие программы, технологии и методики оздоровления,
реабилитации, валеологического и гигиенического воспитания. Однако, как показывает
научный анализ и реальная практика, пока не удается получить желаемые результаты.
Данная ситуация побуждает ученых и практических специалистов вести поиск
новых, нетрадиционных подходов к решению обсуждаемой проблемы.
Одно из важнейших направлений данного поиска подсказывает опыт «культурологического»
подхода к решению задач физического и спортивное воспитания детей и
молодежи, а также их олимпийского образования, когда в качестве главной цели этих
форм педагогической деятельности рассматривается соответственно физическая культура,
спортивная культура и олимпийская культура [Столяров, 1984, 1997, 1998,
2002]. Такой подход предусматривает воспитание широкого комплекса взаимосвязанных
качеств и способностей личности, которые формируют ее мотивацию на определенную
деятельность, обеспечивают готовность к ее выполнению, а тем самым и получение
желаемого педагогического результата.
Этот позитивный опыт, на наш взгляд, целесообразно использовать и для решения
проблемы сохранения и укрепления здоровья. Речь идет об изменении (уточнении) общей
парадигмы ее решения: переход от узкой ориентации здоровьесберегающих технологий
и здоровьесберегающей педагогики в целом лишь на сохранение и укрепление
здоровья, к более широкой ориентации на воспитание культуры здоровья (здорового
образа жизни, здоровьеформирующей деятельности) [Столяров, 1984; Столяров, Аллакаева
и др., 2003].
Необходимость «культурологического» подхода к обсуждаемой проблеме на основе
введения понятия «культура здоровья» (или «культура здорового образа жизни»)
признают многие ученые и специалисты-практики [Ахвердова, Магин, 2002; Багнетова,
Талтыгина, 2003; Бальсевич, 1990; Мальцева, Рудакова, 1985; Пахомова, 2003; Смирнов,
2002; Трещева, 1997; Трещева, Асташина, Семина, 1999 и др.]. Практической реализации
данного подхода препятствует крайне слабая теоретическая разработка концепции
культуры здоровья: отсутствует достаточно строгое, научно обоснованное понятие
культуры здоровья, представление о структуре этой культуры и т.д.
В данной статье предпринята попытка в некоторой степени восполнить данный
пробел.
При введении понятия культуры здоровья целесообразно использовать широко
представленное и обоснованное в научной литературе положение о неразрывной связи
культуры с ценностным отношением и ценностями. Исходя из этого, в качестве фундамента,
«ядра» культуры здоровья следует признать позитивное ценностное отношение
к здоровью и связанную с таким отношением деятельность по производству, потреблению,
сохранению, тиражированию и развитию данной ценности.
Культура здоровья, как и культура вообще, – это культура определенного социального
субъекта, которым может быть отдельный человек (индивид), социальная
Стр.1