Концепции современного олимпизма: идеи Кубертена и современные интерпретации // Вестник РМОУ. <...> АВТОР: Владислав Столяров, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, д.ф.н. <...> Предполагается, что в основе Игр, как и других олимпийских акций, лежит некая концепция, объясняющая их смысл и значение, скрытые для внешнего наблюдателя. <...> Но что представляет собой эта концепция современного олимпизма, какие идеи, принципы, положения она включает в себя? <...> Дьюри, «в целом мысли и дела Кубертена, не говоря уже о его жизни, остаются пока очень мало известными» [Durry, 1999, р. <...> Даже «среди членов МОК очень немногие понимают то, о чем действительно говорил Кубертен, хотя они и заинтересованы в том, чтобы олимпийское движение стояло над остальными спортивными организациями из-за своего “духовного статуса”» (Норберт Мюллер – президент НОА Германии, вице-президент Международного комитета Пьера де Кубертена). [Mьller, 1998] Широко распространены и ошибочные мнения о концепции и деятельности Кубертена: мнение о том, что главной целью жизни Кубертена было возрождение Олимпийских игр и что он стремился к этому для развития спорта в международном масштабе; приписывание Кубертену авторства олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», а также фразы «Главное в Олимпийских играх не победа, а участие»; положение о том, что в 1925 г. он ушел с поста президента МОК по состоянию здоровья и т.д. <...> Идеи Кубертена Для понимания концепции Кубертена прежде всего важно учитывать ту основную цель, которую он ставил перед собой в течение всей жизни: реформировать систему образования и воспитания, существовавшую во Франции в период его жизни. <...> Кампания продолжительностью в 21 год (1887–1908)» Кубертен писал: «В течение пятидесяти лет мое существование было связано с педагог ической реформой, в которой я начал прозревать первейшую и важнейшую необходимость нашего времени. <...> Для реализации этого <...>
Концепции_современного_олимпизма_идеи_Кубертена_и_современные_интерпретации__Статья.pdf
Столяров В.И. Концепции современного олимпизма: идеи Кубертена и
современные интерпретации // Вестник РМОУ. – 2013. №2-3. – С. 82–95.
АВТОР:
Владислав Столяров,
профессор Российского государственного университета физической культуры,
спорта, молодежи и туризма, д.ф.н.
Приближаются очередные Олимпийские игры. Предполагается, что в основе Игр, как
и других олимпийских акций, лежит некая концепция, объясняющая их смысл и значение,
скрытые для внешнего наблюдателя. Но что представляет собой эта концепция современного
олимпизма, какие идеи, принципы, положения она включает в себя? Ответ на эти вопросы
пытается найти автор данной статьи.
Как отмечается в Олимпийской хартии, «концепция современного олимпизма» принадлежит
Пьеру де Кубертену. Хотя издано множество работ, посвященных его жизни,
взглядам, но, как справедливо отмечает Ж. Дьюри, «в целом мысли и дела Кубертена, не говоря
уже о его жизни, остаются пока очень мало известными» [Durry, 1999, р. 57].
Даже «среди членов МОК очень немногие понимают то, о чем действительно говорил Кубертен, хотя
они и заинтересованы в том, чтобы олимпийское движение стояло над остальными спортивными организациями
из-за своего “духовного статуса”» (Норберт Мюллер – президент НОА Германии, вице-президент
Международного комитета Пьера де Кубертена). [Müller, 1998]
Широко распространены и ошибочные мнения о концепции и деятельности Кубертена:
мнение о том, что главной целью жизни Кубертена было возрождение Олимпийских игр
и что он стремился к этому для развития спорта в международном масштабе; приписывание
Кубертену авторства олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», а также фразы «Главное
в Олимпийских играх не победа, а участие»; положение о том, что в 1925 г. он ушел с
поста президента МОК по состоянию здоровья и т.д.
Идеи Кубертена
Для понимания концепции Кубертена прежде всего важно учитывать ту основную
цель, которую он ставил перед собой в течение всей жизни: реформировать систему образования
и воспитания, существовавшую во Франции в период его жизни.
В 1909 г. в книге под названием «Битвы за физическое воспитание. Кампания продолжительностью в
21 год (1887–1908)» Кубертен писал: «В течение пятидесяти лет мое существование было связано с педагог ической
реформой, в которой я начал прозревать первейшую и важнейшую необходимость нашего времени.
Решительно отвергая все, что могло бы увлечь меня по другой стезе, с того момента я ориентировал себя
исключительно в этом направлении» [см.: Anthony, 1994, р. 31]. Эта идея «наполнила смыслом всю его дальнейшую
жизнь с того момента, когда в решении образовательной проблемы он увидел ключ к человеческому
счастью и общественному благополучию» [Rioux, 1986, р. 3].
Для реализации этого замысла Кубертену прежде всего нужно было определить цель
новой системы воспитания. Найти решение данной проблемы ему помогло знакомство с историей
и философией Древней Греции. Древнегреческие мыслители сформулировали личностный
идеал калокагатии (греческое слово kalokagathia от kalos – прекрасный и agatos –
добрый) – целостного развития личности, которое подразумевает у человека гармонию тела
и души. Кубертен возродил этот идеал гармонично развитого человека.
Найти важное средство реализации этого идеала в новой системе воспитания Кубертену
помогло посещение учебных заведений Англии. К тому времени, когда он приехал в
Англию, там в течение 14 лет, начиная с 1828 г., успешно осуществлял реформу образования
педагог Томас Арнольд, автор идеи «мускулистого христианства» («Muscular Christians»).
Стр.1