В.И. Столяров
ФИЛОСОФИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Книга первая
В.И. Столяров
Стр.1
ФИЛОСОФИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Книга первая
МЕТАФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ:
философия физической культуры и спорта
как особая философская дисциплина
Москва – 2015
1
Стр.2
Столяров В.И.
Философия физической культуры и спорта: Монография. В пяти книгах.
Книга I. Метафилософский анализ: философия физической культуры и спорта
как особая философская дисциплина – М.: Издательство СГУ, 2015. – 490 с.
Данная монография – переработанная и дополненная книга автора «Введение в философию
спорта и телесности человека» (М., 2011).
Для удобства читателей новая монография разделена на 5 книг. В первой проводится
метафилософский анализ: обсуждается комплекс проблем, касающихся философии физической
культуры и спорта как особой философской дисциплины (ее история, объектная область,
проблематика, парадигмальные основания). Во второй книге анализируются социально-философские
проблемы физической культуры, в третьей – социально-философские проблемы
спорта, в четвертой – социально-философские проблемы олимпийского движения, в
пятой – социально-философские проблемы спартианства как социокультурной альтернативы
современному спорту.
Автор монографии ставит задачу подвести итоги многолетней (с 1972 г.) разработки
философских проблем физической культуры и спорта, на основе обобщения и систематизации
полученных результатов изложить и обосновать свое решение этих проблем и концепцию
соответствующей философской дисциплины.
Вместе с тем сделана попытка дать достаточно полное представление о подходах к разработке
философских проблем физической культуры и спорта, а также соответствующей философской
дисциплины, исследователей стран Западной и Восточной Европы, Канады и
Америки. Впервые представлена и соответствующая библиография публикаций. Поэтому
книга может служить своеобразным путеводителем для читателей по философии физической
культуры и спорта, соответствующим проблемам, концепциям и публикациям.
Признавая возможность различных подходов к разработке проблем этой философской
дисциплины, автор обосновывает возможность и целесообразность ориентации при этом в
первую очередь на принципы научной диалектической методологии, а также на идеи и ценности
гуманизма.
Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам,
преподавателям, аспирантам, студентам, так и широкому кругу читателей – всем, кто
пытается понять смысл и значение философских проблем физической культуры и спорта.
Она может быть использована как учебник или учебное пособие для тех, кто изучает или
преподает философию физической культуры и спорта. Содержащаяся в книге обширная информация,
а также библиография по различным проблемам этой философской дисциплины
будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем.
© Столяров В.И., 2015
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………5
I. Исторический очерк ……………………………………………..
11
1. Эволюция философской рефлексии физической культуры
и спорта …………………………………………………………………11
2. Формирование и развитие философии физической
культуры и спорта в СССР и в современной России………………. 26
Авторская школа философии физической культуры и спорта… 28
Публикации и роль других исследователей в разработке
философских проблем физической культуры и спорта………… 40
3. Формирование и развитие философии физической культуры
и спорта в других странах Восточной Европы……………………… 44
Польша………………………………………………………………44
Украина…………………………………………………………….. 49
Другие страны……………………………………………………… 58
4. Современное состояние философии физической культуры
и спорта…………………………………………………………………59
II. Объектная область исследования
и проблематика
5. Объекты исследования философии физической культуры
и спорта ………………………………………………………………….66
Трудности и значение решения проблемы………………………..66
Авторское решение проблемы…………………………………….. 72
6. Что такое философия?………………………………………………….77
Дискуссия о философии……………………………………………77
Авторское понимание философии…………………………………91
7. Предмет (проблематика) философии физической культуры
и спорта…………………………………………………………………..104
Дискуссии о философии физической культуры и спорта,
ее предмете………………………………………………………….104
Авторская концепция философии физической культуры
и спорта, ее предмета……………………………………………….141
III. Структура и место в системе других теоретических
дисциплин ……………………………………………………………….. 167
8. Структура философии физической культуры и спорта
с точки зрения изучаемых объектов………………………………….. 167
9. Структура философии физической культуры и спорта
с точки зрения проблематики…………………………………………. 172
10. Взаимоотношение с другими философскими дисциплинами
и «спортивными науками»…………………………………………….174
3
Стр.4
IV. Парадигмальные, общеметодологические основания…………...180
11. Возможные основания…………………………………………………180
12. Авторская позиция……………………………………………………. 187
Научный подход и общие принципы методологии научного
исследования……………………………………………………………188
Логико-методологические принципы определения, оценки и
унификации понятий…………………………………………………. 190
Принципы диалектического метода исследования ………………… 237
Общефилософская концепция гуманизма…………………………….247
13. Правомерность других оснований…………………………………… 275
Заключение………………………………………………………………..299
Библиография……………………………………………………………..309
Именной указатель……………………………………………………….465
4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
/5/ Хотя философская дисциплина, которая в данной книге обозначается
термином «философия физической культуры и спорта», – относительно молодая,
но она приобретает все более важное значение в системе философии и
«спортивной науки»1. Повышение ее значимости определяется прежде всего
сложным и противоречивым характером развития спорта, его неразрывной связью
со всеми сторонами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой
и др.), интенсивным развитием научных исследований в области спорта и
необходимостью существенного повышения их эффективности. Особенно актуальным
является философское осмысление олимпийского движения, неразрывно
связанного со спортом и получившего необычайно широкое развитие в
современном мире.
На важное значение осмысления философских проблем спорта еще в 1927
году обращал внимание известный философ Макс Шелер: «Вряд ли какой другой
феномен в мире заслуживает сегодня в такой же степени глубокого социально-философского
и психологического изучения, как спорт» [Цит. по:
Guttman, 1978: VII].
Когда на собрании, посвященном 25-летию Немецкого спортивного союза,
тогдашний федеральный канцлер в начале своего доклада заявил: «О спорте
всегда слишком много философствовали, а лучше им нужно просто больше заниматься»,
известный немецкий философ и олимпийский чемпион Ганс Ленк,
возражая ему, сказал: «Напротив, в последние годы о спорте слишком мало философствовали»
[цит. по: Court, 1988: 230].
/6/ Некоторые исследователи указывают на то, что спорт представляет собой
для философов интерес не только сам по себе, но и как идеальный феномен,
на основе изучения которого можно проверить основные философские
концепции [Approaches… 1973].
скую культуру и спорт.
1 Этим термином здесь и в последующем тексте обозначается комплекс наук, изучающих физиче5
Стр.6
Все большее внимание философов привлекают и проблемы, касающиеся
таких социокультурных феноменов, как телесная (соматическая, физическая)
культура и физкультурная (личностно-ориентированная) двигательная активность,
которые в названии обсуждаемой философской дисциплины обозначены
термином «физическая культура». С одной стороны, это связано с тем, что в
последнее время в общественном сознании формируется настоящий культ тела,
что служит основанием для вывода о кардинальных изменениях (и даже «революции»)
в отношении современного человека к своей телесности, с другой –
повышением роли и значения физкультурной двигательной активности в жизнедеятельности
современного человека.
О повышении внимания философов к проблемам спорта и телесности человека
свидетельствует, например, тот факт, что в программу XXIII Всемирного
философского конгресса «Философия как познание и образ жизни» (Греция,
4-10 августа, 2013 г.) были включены секции «Философия спорта» и «Философия
телесности».
В монографии в первую очередь ставится задача ввести читателя в мир
философии физической культуры и спорта. Мир этой философии имеет свой
специфический и сложный язык, свою систему понятий, множество разнообразных
подходов к решению тех или иных проблем и т.д. В связи с этим автор
монографии стремится помочь читателю в осмыслении основных аспектов данной
философской дисциплины: /7/
обосновать применимость и целесообразность философского подхода к
исследованию физической культуры и спорта;
на основе этого определить проблематику их философского анализа, познакомить
читателя с наиболее важными, а вместе с тем сложными проблемами
той философской дисциплины, в рамках которой он проводится;
уточнить место философии физической культуры и спорта в системе философии
и «спортивной науки»;
показать ее теоретическое и практическое значение.
6
Стр.7