Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) Содержание Философско-мировоззренческие и социально-философские проблемы ФКС……………………………………. <...> Общая характеристика Общая характеристика философских проблем в спорте высших достижений (социальный смысл и значение этой деятельности) Философские проблемы социальных функций, роли и значения занятий физкультурой, «спорта для всех» Вопросы о взаимосвязи ФКС с другими социальными явлениями: политикой, идеологией, социально-экономическими отношениями Необходимость научного подхода при решении указанных вопросов /4/ Конкретизацией общефилософских мировоззренческих проблем в сфере ФКС являются вопросы о социальной сущности ФКС и олимпийского движения, их роли в современном обществе, идеалах, целевых установках, смысле деятельности субъектов сферы ФКС – спортсменов, тренеров, спортивных функционеров и т. д. <...> Вопросы о социальном смысле и значении деятельности спортсменов и тренеров в спорте высших достижений приобретают особую актуальность в связи с тем, что этот спорт, как свидетельствует опыт, приводит к самым серьезным негативным последствиям для здоровья его участников. <...> Философско-мировоззренческие и социально-философские вопросы деятельности человека в сфере ФКС являются крайне сложными и могут быть решены лишь на основе строго научного подхода, использования научных методов, что и делает философия ФКС. <...> Какие вопросы поднимает философия ФКС в сфере спорта высших достижений? <...> Основные подходы к ее решению в научной литературе Диалектическая основа методологии решения вопроса о гуманистическом значении детского спорта Основные принципы эффективной методологии решения обсуждаемой проблемы Факторный анализ гуманистического значения детского спорта Главный вопрос теории и практики детского спорта. <...> Концепция «спортизации» (ее суть, авторы, сторонники, проблемы и противники) Внутренние и внешние факторы <...>
Философия_науки_методические_материалы_для_аспирантов._Ч._IV._Введение_в_философию_физической_культуры_и_спорта_(продолжение).pdf
Столяров В.И. (2010). Философия науки: методические материалы для
аспирантов. – Ч. IV.: Введение в философию физической культуры и спорта
(продолжение). – М.: Физическая культура, 2010. – 88 с.
Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта
(продолжение)
Содержание
Философско-мировоззренческие и социально-философские проблемы
ФКС……………………………………...……......………………………………4
1. Общая характеристика………………………....…..…………………..4
1.1. Проблема социального смысла и значения детского
спорта…………………………………………………………........ 6
1.2. Проблема взаимоотношения спорта и политики…...……………29
1.3. Философская концепция олимпийского движения ……………..45
2. Культурологические проблемы ФКС………….……………………..69
2.1. Общая характеристика…………….………..……………………..69
2.2. Социокультурные ценности тела человека…...………………….73
2.3. Модели физической (соматической) культуры….………………79
2.4. Спорт и культура мира ………….……...…………………………83
Стр.1
ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФКС
1. Общая характеристика
Общая характеристика философских проблем в спорте высших достижений
(социальный смысл и значение этой деятельности)
Философские проблемы социальных функций, роли и значения занятий
физкультурой, «спорта для всех»
Вопросы о взаимосвязи ФКС с другими социальными явлениями: политикой,
идеологией, социально-экономическими отношениями
Необходимость научного подхода при решении указанных вопросов
/4/ Конкретизацией общефилософских мировоззренческих проблем в
сфере ФКС являются вопросы о социальной сущности ФКС и олимпийского
движения, их роли в современном обществе, идеалах, целевых установках,
смысле деятельности субъектов сферы ФКС – спортсменов, тренеров,
спортивных функционеров и т. д.
Возьмем, к примеру, спортсменов и тренеров в спорте высших
достижений. Философские проблемы применительно к их деятельности
возникают тогда, когда пытаются выяснить социальный смысл и значение
этой деятельности.
Зрителям, собравшимся на стадионе, спортивной площадке, иногда
доводится наблюдать, как спортсмен прыгает выше (дальше) или пробегает
быстрее, или поднимает больше, чем это делал кто-либо раньше. А средства
массовой информации – газеты, радио, телевидение – тут же разносят весть
об этом по всему миру, сообщая ее тем, кто не мог непосредственно
наблюдать за этим событием. Тысячи людей с восторгом и радостью
относятся к установлению спортивного рекорда. Многие из них при этом
даже не задают себе вопрос: а зачем это надо? Вместе с тем немало людей
ставит не только этот, но и более широкий вопрос: а стоит ли вообще
«большой» спорт того, чтобы посвящать ему так много сил и энергии? По
мере все более интенсивного развития спорта и увеличения затрат сил и
энергии, необходимых для установления спортивных рекордов, актуальными
становятся и эти вопросы. Увеличивается число людей, которые весьма скептически,
а то и резко негативно настроены по отношению к рекордам. Для
иллюстрации этой точки зрения показательна сцена, описанная в книге А.
Крона «Бессонница». Журналистка беседует с главным героем романа –
ученым-физиологом Юдиным. Она задает ему вопрос: почему он выступает
против всяких рекордов, в том числе в тяжелой атлетике. Отвечая на этот
вопрос, ученый заявляет, что, по его мнению, он не находит ничего привлекательного
и полезного в том, что в век шагающих экскаваторов и
электрических кранов кто-то, надуваясь и пыхтя, пытается поднять на одну
секунду двести или триста килограммов.
Вопросы о социальном смысле и значении деятельности спортсменов и
тренеров в спорте высших достижений приобретают особую актуальность в
Стр.2