Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы : Статья (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц113
ID543043
АннотацияПроблема культурной ценности спорта, а также других тесно связанных с ним явлений, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых – философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. Столяров В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб. ст. /Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. – С. 84–209. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы : Статья / В.И. Столяров .— : [Б.и.], 1997 .— 113 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543043 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПОРТ И КУЛЬТУРА: методологический и теоретический аспекты проблемы В.И.Столяров В данной работе ставятся следующие основные задачи:  показать наличие серьезных разногласий в истолковании взаимоотношения спорта и культуры;  уточнить пути решения данной проблемы;  на основе предложенной методологии дать теоретический анализ взаимоотношения спорта, а также ряда других, тесно связанных с ним явлений, и культуры;  оценить культурную ценность современного спорта и олимпийского движения. <...> Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe wartosci sportu, 1981], международная конференция в Глазго [см. <...> Sport, Culture, Society, 4 1986], международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония [см. <...> Sport and Humanism, 1988] и др. – специально были посвящены данной проблеме. <...> В этих работах обоснован высокий социально-культурный статус спорта: высказано глубокое убеждение в том, что спорт имеет огромный гуманистический культурный потенциал, способен выполнять многообразные социокультурные функции. <...> Кубертен полагал, что спорт –важное средство сохранения и укрепления здоровья людей, что он способен «формировать характер и укреплять нравственную силу» [Coubertin, 1966, р. <...> 57], а также «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самоусовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям» [Coubertin, 1966, р. <...> 108], а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но «гармоничному развитию взрослого человека» [Coubertin, 1966, р. <...> 79], и потому «олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы" [Coubertin, 1966, р. <...> Таковы в кратком изложении взгляды Кубертена на социокультурный статус спорта [более подробное изложение этих взглядов см. <...> ]. Отмечается, что с 19-го столетия отмечается все ускоряющаяся дифференциация спорта «как относительно самостоятельного образца культуры» [Guldenpfennig, 1981, S. <...> Lenk (известный немецкий философ, а также член восьмерки, завоевавшей золотые медали на Олимпийских <...>
Спорт_и_культура_методологический_и_теоретический_аспекты_проблемы__Статья.pdf
3 Столяров В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб. ст. /Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. – С. 84–209. СПОРТ И КУЛЬТУРА: методологический и теоретический аспекты проблемы В.И.Столяров В данной работе ставятся следующие основные задачи:  показать наличие серьезных разногласий в истолковании взаимоотношения спорта и культуры;  уточнить пути решения данной проблемы;  на основе предложенной методологии дать теоретический анализ взаимоотношения спорта, а также ряда других, тесно связанных с ним явлений, и культуры;  оценить культурную ценность современного спорта и олимпийского движения. I. Различия и противоречия в оценке взаимоотношения спорта и культуры Проблема культурной ценности спорта, а также других тесно связанных с ним явлений, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых – философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. [см. список литературы в конце данной работы]. В них обсуждается широкий круг вопросов, связанных с данной проблемой: какое воздействие спорт может оказывать и реально оказывает на нравственность человека, его эстетические способности, на социальные отношения (социализацию, формирование групп и групповую динамику), на процесс формирования и удовлетворения разнообразных социально-культурных потребностей индивида, различных социальных групп и общества в целом? Какие специфические культурные ценности складываются в области спорта, в каком отношении они находятся с другими социальными ценностями, составляющими область материальной и духовной культуры? Насколько спорт способствует общественному прогрессу, защите достоинств личности и ее свобод, формированию разносторонне и гармонично развитой личности? К каким негативным явлениям приводят занятия спортом? Можно ли предотвратить негативное воздействие этих занятий на личность и социальные отношения? и др. Указанная проблема служила предметом обсуждения на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д. Некоторые из них, в том числе международные – например, семинары в Варшаве [см. Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe wartosci sportu, 1981], международная конференция в Глазго [см. Sport, Culture, Society,
Стр.1
4 1986], международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония [см. Sport and Humanism, 1988] и др. – специально были посвящены данной проблеме. Как бы «точкой отсчета» во всех этих дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. И это не удивительно. Кубертену принадлежит огромное множество статей, книг, докладов и т.д., общий объем которых составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [Durantez, 1994 b, p. 25]. В этих работах обоснован высокий социально-культурный статус спорта: высказано глубокое убеждение в том, что спорт имеет огромный гуманистический культурный потенциал, способен выполнять многообразные социокультурные функции. Разрабатывая философию современного олимпизма, Кубертен исходил из того, что спорт и спортивные контакты способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. На основе этого он трактовал и сам олимпизм. Кубертен ввел этот термин в 1912 г. «В олимпизме, –писал он, –словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [Цит. по: Петрова, 1980, с. 29]. Кубертен полагал, что спорт –важное средство сохранения и укрепления здоровья людей, что он способен «формировать характер и укреплять нравственную силу» [Coubertin, 1966, р. 57], а также «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самоусовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям» [Coubertin, 1966, р. 108], а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но «гармоничному развитию взрослого человека» [Coubertin, 1966, р. 79], и потому «олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы" [Coubertin, 1966, р. 100]. По его мнению, широкое развитие спорта и спортивных контактов вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства», будут способствовать утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, «прекращению споров, разногласий и недоразумений», преодолению националистических предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими к разным культурам. Таковы в кратком изложении взгляды Кубертена на социокультурный статус спорта [более подробное изложение этих взглядов см.: Boulongne, 1993; Durantez, 1994b; Macaloon, 1981 и др.]. В ходе последующих дискуссий высказываются самые различные и даже противоположные точки зрения и относительно этих взглядов Кубертена и по самой обсуждаемой проблеме. Чаще всего спорту дается позитивная оценка с точки зрения гуманистических идеалов и ценностей. Отмечается его важная роль в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом совершенствовании, формировании личности, пробуждении в людях активности, стремления к развитию различных способностей, талантов и умений, приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению, установлении контактов и мирных отношений между различными странами и т.д. На основе этого спорту отводится важная роль в системе ценностей культуры, по крайней мере евро
Стр.2