Aggression/Violence— Aesthetics., 1984], на международной конференции «Искусство и спорт» в Лейпциге в 1983 г. [Kunst und Sport, 1983], на других конгрессах, конференциях, симпозиумах. <...> Наряду с традиционными аспектами данной проблемы (сходство, различие спорта и искусства) в последнее время начинают затрагиваться и новые вопросы. <...> Представлена и конкретная программа интеграции спорта и искусства, которая ориентируется как на реалии сегодняшнего дня, так и на ближайшее будущее, связанное с наступлением XXI века. <...> Различия и противоречия в оценке взаимоотношения спорта и искусства В последние годы все чаще высказывается мнение о том, что спорт не только может быть разновидностью искусства, но что он уже является искусством, одной из форм искусства. <...> Pouret в докладе на 4-й сессии Международной Олимпийской академии обосновывал положение о том, что «искусство — спорт, а спорт — искусство; между ними нет никаких границ или отличий. <...> Положение о том, что спорт является искусством он обосновывал и в докладе на 10-й сессии МОА [Pouret, 1970]. <...> Лоу в своей книге "Красота спорта" подробно обсуждает вопрос о том, можно ли рассматривать спорт как искусство, а спортсмена считать артистом: "является ли бейсболист, При анализе данного вопроса использованы некоторые материалы, подготовленные аспиранткой В.И.Самусенковой [см. Самусенкова, 1996]. спринтер, футболист или боксер артистом так же, как скрипач, балетный танцовщик, дирижер? <...> Особенно часто его отождествляют с такими разновидностями искусства, как скульптура, танец, театр [см. например, Латынина, 1967; Keenan, 1975; Pouret, 1964, 1968, 1970]. <...> Такую позицию занимает, например, А. А. Френкин в своей книге «Эстетика физической культуры». <...> Он возражает против отнесения к искусству, например, спортивной гимнастики и легкой атлетики, а вместе с тем относит к нему такие виды спорта, как художественную гимнастику и фигурное катание [Френкин, 1963, с. <...> Например, президент ФИФА Жоао Авеланж заявил в одном из своих интервью [International <...>
Спорт_и_искусство_сходство,_различие,_пути_интеграции__Статья.pdf
Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути
интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. пятый.
Спорт, эстетика, искусство: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин,
В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт»
РГАФК, 1998. – С. 101–265.
Спорт и искусство:
сходство, различие, пути интеграции
В.И.Столяров (Россия)
Предисловие
Проблеме взаимоотношении спорта и искусства посвящена
огромная литература [см. например: Лоу, 1984; Милtев, 1931;
Праздников, 1981; Сараф, 1978, 1981; Сараф, Столяров, 1984;
Столяров, Сараф, 1982; Френкин, 1963; Aaken, 1955; Arguel, 1994;
Arnold, 1978; Bell, 1976; Best, 1974, 1980; Frayssinet, 1968;
Keenan, 1975; Kovich, 1971; Liponsky, 1974; Pouret, 1964, 1968,
1970; Reid, 1970; Stolyarov, 1984, 1985; Takacz, 1973, 1974; Wertz,
1984; Witt, 1982; Zuchora, 1976, 1980, 1981 и другую литературу,
указанную в конце данной работы].
Проблема взаимоотношения спорта и искусства была
избрана центральной темой дискуссии на 26-й сессии МОА [см.
International Olympic Academy, twenty-sixth session, 1986]. Она
обсуждалась также на специальной секции «Спорт и эстетика» на
Олимпийском научном конгрессе в США в 1984 г. [см.
Aggression/Violence— Aesthetics..., 1984], на международной
конференции «Искусство и спорт» в Лейпциге в 1983 г. [Kunst und
Sport, 1983], на других конгрессах, конференциях, симпозиумах.
Наряду с традиционными аспектами данной проблемы
(сходство, различие спорта и искусства) в последнее время
начинают затрагиваться и новые вопросы. К их числу относится
вопрос об интеграции, синтезе спорта и искусства как двух
элементов культуры.
Анализ дискуссий и опубликованных работ по проблеме
«спорт и искусство» выявляет весьма обширный диапазон
различных и даже противоположных точек зрения. До сих пор не
достигнуто какого-либо ее общепринятого решения.
С учетом этой ситуации и написана данная работа. В ней
ставится задача уточнить содержание проблемы, различные ее
аспекты, предлагаемые решения и на основе этого
сформулировать авторскую концепцию, связанную с обсуждаемой
проблемой.
3
Стр.1
Особо важное значение в работе придается анализу вопросу об
интеграции спорта и искусства . Обосновывается необходимость и
показывается реальная возможность интеграции спорта и искусства как
двух элементов современной культуры, обобщается и
систематизируется практический опыт, накопленный в этом плане в
нашей стране и за рубежом.
Представлена и конкретная программа интеграции спорта и
искусства, которая ориентируется как на реалии сегодняшнего дня, так и
на ближайшее будущее, связанное с наступлением XXI века.
I.
Спорт и искусство:
сходство, различие, тождество?
Анализ литературы по обсуждаемой проблеме выявляет
существенные различия и противоречия в оценке взаимоотношения
спорта и искусства.
I. Различия и противоречия
в оценке взаимоотношения спорта и искусства
В последние годы все чаще высказывается мнение о том, что
спорт не только может быть разновидностью искусства, но что он уже
является искусством, одной из форм искусства. Вот лишь несколько
иллюстраций такого рода взглядов.
Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский [1966] на страницах
журнала "Театр" прямо утверждал, что спорт, без всякого сомнения,
является искусством.
Французский ученый H. Pouret в докладе на 4-й сессии
Международной Олимпийской академии обосновывал положение о том,
что «искусство — спорт, а спорт — искусство; между ними нет никаких
границ или отличий. Оба они являются выражением универсального
языка» [Pouret, 1964]. Положение о том, что спорт является искусством
он обосновывал и в докладе на 10-й сессии МОА [Pouret, 1970].
По мнению Maureen Kovich, "определение искусства должно быть
расширено за счет включения в него высококлассных спортивных
выступлений" [Kovich, 1971].
В предисловии к книге "Человек, спорт и бытие" [Slusher, 1967] E.
Fridenberg высказывает мысль о том, что "спорт — это род прикладного
искусства". По его мнению, из специфических искусств спорт ближе
всего к балету, где средством художественной выразительности также
служит человеческое тело. В то же время он считает спорт самым
"сухим" из исполнительских искусств, поскольку он якобы более всего
регламентирован. Paul Frayssinet считает спорт таким же искусством, как
музыка, поэзия или танец [Frayssinet, 1968].
Американский ученый Б. Лоу в своей книге "Красота спорта"
подробно обсуждает вопрос о том, можно ли рассматривать спорт как
искусство, а спортсмена считать артистом: "является ли бейсболист,
При анализе данного вопроса использованы некоторые материалы,
подготовленные аспиранткой В.И.Самусенковой [см. Самусенкова, 1996].
Стр.2