СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (основные проблемы, новые подходы и концепции) Часть первая Москва 1998 Российская Академия образования Российская Государственная Академия физической культуры 2 СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (основные проблемы, новые подходы и концепции) ____________________________________________ В.И.Столяров Часть I Объекты исследования социологии физической культуры и спорта Москва 1998 3 Столяров В.И. <...> Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие. <...> Логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий 1.3.1. <...> СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 46 2.1. <...> Тело человека и мир социокультурных явлений 2.2.1. <...> В других частях будут рассматриваться такие вопросы, как: предмет и методы социологии физической культуры и спорта; спорт как социальное явление и элемент культуры, его социальные функции и значение; социальные барьеры физкультурноспортивной активности населения; смысл и социальное значение спорта высших достижений; олимпизм как социально-культурный феномен; спорт как фактор конфронтации и миролюбия; спорт как средство социальной адаптации и интеграции инвалидов; спорт и эстетическая культура; спорт и нравственная культура; тело человека как социально-культурная ценность; социологические проблемы общения в спорте и др. <...> Важно подчеркнуть, что выделение не только предмета, но и объекта научного исследования, всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована [см. Зотов, 1973; Ракитов, 1969; Столяров, 1984 а, б]. <...> И тем не менее целый ряд соображений побуждает нас начать изложение основных проблем социологии физической культуры и спорта с обсуждения вопроса об объектах исследования этой науки. <...> Одни имеют в виду занятия определенными формами двигательной деятельности, которые чаще всего называют "физическими упражнениями <...>
Социология_физической_культуры_и_спорта_(основные_проблемы,_новые_подходы_и_концепции)._Часть_1._Объекты_исследования_социологии_физической_культуры_и_спорта_Учебное_пособие.pdf
СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
(основные проблемы, новые подходы и
концепции)
Часть первая
Москва
1998
Российская Академия образования
Российская Государственная Академия
физической культуры
Стр.1
2
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
(основные проблемы, новые подходы и концепции)
____________________________________________
В.И.Столяров
Часть
I
Объекты исследования
социологии физической культуры
и спорта
Москва
1998
Стр.2
3
Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта (основные
проблемы, новые подходы и концепции). Часть I. Объекты
исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное
пособие. – М.: Российская академия образования, РГАФК, 1998. –
128 с.
Цель данного учебного пособия – ввести читателя в мир социологии
физической культуры и спорта, ознакомить с основными
проблемами этой науки и учебной дисциплины, представить новые
подходы и концепции, связанные с решением этих проблем.
Пособие состоит из нескольких частей. Первая часть посвящена
анализу объектов, изучаемых социологией физической культуры и
спорта.
© В.И. Столяров
Стр.3
4
О Г Л А В Л Е Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
1.1. Трудности и значение решения проблемы
1.2. Понятия и способы их определения
1.3. Логико-методологические принципы введения,
оценки и унификации понятий
1.3.1. Учет эффективности понятий
1.3.2. Учет содержательного и терминологического
аспектов
1.3.3. Учет системы понятий
1.4. Методология решения проблемы
Контрольные вопросы к первому разделу
Литература
II. СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБЪЕКТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
46
2.1. Соматическая культура
2.1.1. Органическое и неорганическое тело человека
2.1.2. Мир культуры
49
2.2. Спорт
2.1.3. Тело человека и мир социокультурных явлений
2.2.1. Соревнование
2.2.2. Спортивная деятельность
2.3. Физкультурная деятельность
2.3.1. Трудности решения проблемы
2.3.2. Место физкультурной деятельности в системе
различных форм двигательной активности
Контрольные вопросы ко второму разделу
Литература
62
84
84
88
101
101
2.4. Объектная область и название социологии физической
культуры и спорта
107
111
117
46
46
5
7
8
12
14
14
24
35
40
42
42
116
Стр.4
5
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние десятилетия интенсивно развивается социология
физической культуры и спорта – относительно молодая
наука, занимающая важное место в системе социологических
дисциплин и наук о физической культуре и спорте. В настоящее
время эта наука изучается во многих учебных заведениях, прежде
всего в институтах физической культуры.
Повышение значимости социологии физической культуры и
спорта как науки и учебной дисциплины обусловлено рядом факторов:
превращением физкультурно-спортивной деятельности в
важное социальное явление; противоречивым характером функций
современного спорта, возможностью его использования для
различных социальных целей; необходимостью воздействовать на
интересы и потребности различных групп населения для формирования
у них здорового образа жизни, включения в активные занятия
физкультурой и спортом и др.
Автор данной работы не претендует на систематическое и
полное изложение социологии физической культуры и спорта. Задача
работы, как видно из самого ее заглавия, состоит прежде
всего в том, чтобы познакомить читателя с основными проблемами
этой науки и учебной дисциплины.
Работа разделена на несколько частей, каждая из которых посвящена
определенной проблеме. При этом автор стремился выбрать
для анализа, обсуждения и изложения наиболее сложные,
трудные проблемы. В первой части пособия обсуждается вопрос
об объектах исследования социологии физической культуры и
спорта. В других частях будут рассматриваться такие вопросы, как:
предмет и методы социологии физической культуры и спорта;
спорт как социальное явление и элемент культуры, его социальные
функции и значение; социальные барьеры физкультурноспортивной
активности населения; смысл и социальное значение
спорта высших достижений; олимпизм как социально-культурный
феномен; спорт как фактор конфронтации и миролюбия; спорт как
средство социальной адаптации и интеграции инвалидов; спорт и
эстетическая культура; спорт и нравственная культура; тело человека
как социально-культурная ценность; социологические проблемы
общения в спорте и др.
По всем этим вопросам в течение многих лет идет острая дискуссия,
предлагаются различные решения. В заглавии данной работы
отражен тот факт, что ее автор по большинству обсуждаемых
вопросов предлагает свое собственное решение, пытается развить
новые подходы и концепции. Это касается даже названия
Стр.5
6
науки, которой посвящена данная работа. Будут показаны недостатки
того названия – "социология физической культуры и спорта",
которое чаще всего используется для ее обозначения (по
крайней мере в русскоязычной литературе), и обоснована целесообразность
использования другого названия – "социология тела и
физкультурно-спортивной деятельности" как более адекватного
содержанию этой науки, изучаемым в ней объектам.
Автор в полной мере осознает огромную сложность обсуждаемых
вопросов и дискуссионный характер предлагаемых решений.
Работа рассчитана на широкий круг читателей. Прежде всего
она может быть использована как учебное пособие студентами,
аспирантами, другими лицами, изучающими курс социологии физической
культуры и спорта. Кроме этого она может быть полезна
тем, кто вообще хотел бы ближе познакомиться с философскими,
социологическими, культурологическими проблемами физической
культуры и спорта.
Обсуждаемые в работе проблемы и предлагаемые решения
представляют интерес и для тех, кто занимается разработкой
теории физической культуры и спорта, а также для практических
работников в сфере физической культуры и спорта, для организаторов
досуга населения, для социальных работников.
Стр.6