СТОЛЯРОВ В.И.
СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
(введение в проблематику и новая концепция)
Москва
2002
Стр.1
Проблемный Совет РАО по физической культуре и спорту
Российская государственная академия физической культуры
Гуманитарный Центр “СпАрт”
СТОЛЯРОВ В.И.
СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
(введение в проблематику и новая концепция)
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию
в области физической культуры и спорту в качестве научнометодического
пособия для вузов физической культуры
Москва
2002
Стр.2
Столяров Владислав Иванович.
Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику
и новая концепция): Научно-методическое пособие для институтов и академий
физической культуры. – М.: Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК,
2002. – 346 с.
ISBN ………
Рецензенты:
Быховская И.М. – доктор философских наук, профессор, РГАФК
Новикова С.С. – доктор социологических наук, профессор, Московский
государственный социальный университет
Лубышева Л.И. – доктор педагогических наук, профессор, главный редактор
журнала “Теория и практика физической культуры”.
Основная цель работы – ввести читателя в мир социологии физической
культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой
наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т.е.
ее предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и
наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития. По
всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и
зарубежных публикаций.
Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция
социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая
трактовка широкого круга проблем этой науки.
Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем
социологии физической культуры и спорта. В течение многих лет он был
руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял
международную группу философов и социологов спорта, был членом
Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе
и под его руководством проведен ряд международных социологических
исследований в области физической культуры и спорта.
УДК:
ISBN ……… © В.И. Столяров
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….
О чем эта книга (7). На кого рассчитана данная книга (8).
I. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Постановка проблемы и пути ее решения ………………………
С чем связана обсуждаемая проблема (9). Логико-методологические
принципы введения и унификации понятий (14). Методология решения
проблемы (15).
Дискуссии о понятии “культура” и пути их разрешения (16). Ценностное
отношение социального субъекта (20). Понятие культуры (25).
Концепция гуманизма (27). Субкультура и панкультура (31). Органическое
и неорганическое тело человека (33). Проблема отношения тела
человека к миру социокультурных явлений (35). Физическое воспитание
(36). Процесс социализации и социокультурной модификации телесности
человека (39). Понятие, структура и основные показатели
соматической культуры (42). Особенности и значение авторской концепции
соматической культуры (46).
1.2.2. Спорт …………………………………………………………..
Игра (56). Соревнование (60). Спортивное соревнование (63). Другие
компоненты спорта и его разновидности (72). Социальные движения,
связанные со спортом (74). Спортивная культура и субкультура (75).
Спортивное воспитание (84). Спортивно-гуманистическое воспитание
(94). Олимпийское воспитание (108).
1.2.3.Физкультурная деятельность …………………………………. 111
Трудности и ошибки в решения проблемы (112). Физические упражнения
и физкультурная деятельность в системе различных форм двигательной
активности (117). Физкультурное воспитание и воспитание
посредством физкультуры (119).
1.3. Особенности авторской концепции объектной области социологии
физической
…………………………………..
1.4.
О названии науки ………………………………………………….. 122
культуры
и
спорта
7
9
9
1.2. Объектная область социологии физической культуры и спорта 16
1.2.1. Соматическая культура……………………………………… 16
56
120
Стр.4
Резюме ……………………………………………………………………
Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература……………
II. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ……………………
123
125
1
126
2.1. Дискуссии о предмете и структуре социологии физической
культуры и спорта …………………………………………………….. 126
2.2. Методология решения проблемы ……………………………….
Методологические ошибки (139). Методологические принципы решения
проблемы (141).
139
2.3. Исходные положения и понятийный аппарат социологического
анализа …………………………………………………………………. 143
Общество и общественные явления (143). Поведение, социальная деятельность
людей (143). Социальные связи и отношения (144). Мотивация
социальных действий: потребности, интересы, мотивы, установки,
субъективное отношение (145). Реальное отношение: вовлечение в деятельность,
образ жизни (146). Социальный контроль (148). Социальный
статус и социальная роль (149). Социальные общности (150). Социальные
группы и групповая динамика (151). Социальные слои и социальная
стратификация (152). Социальный институт и процесс институционализации
(152). Социальная организация (154). Социальная
система (155). Социальные процессы (156). Социологические законы
(157). Синхронический и диахронический аспекты анализа (158). Эмпирический
и теоретический уровни исследования (159). Цели и задачи
социологического анализа (161).
2.4. Основные направления, проблематика и уровни социологического
анализа объектов сферы физической культуры и спорта ….. 162
2.4.1. Определение социального статуса объекта …………………
162
Обоснование социальности объекта и его характеристика как социального
явления (162). Иллюстрация – проблема социального статуса
олимпийского движения (166).
2.4.2. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей объекта с другими
элементами социальной системы ……………………………………….
Определение сходства и различия объектов (192). Иллюстрация – проблема
взаимоотношения спорта и искусства (193). Изучение взаимосвязей
объекта с другими социальными явлениями (197). Иллюстрация
– проблема социальных функций спорта высших достижений и олимпийского
движения (199). Проблемы отношения социального субъекта
к объектам сферы физической культуры и спорта (209). Проблемы
влияния сферы физической культуры и спорта на социального субъекта
(215). Анализ места объектов сферы физической культуры и спорта
в социуме (219).
192
Стр.5
2.4.3. Синхронический и диахронический анализ ……………………
Правомерность синхронического и диахронического методов в социологическом
исследовании физической культуры и спорта (219). Анализ
функционирования и развития объектов сферы физической культуры
и спорта (221). Антиисторизм в понимании соматической культуры
и физкультурно-спортивной деятельности (223).
2.4.4. Эмпирический и теоретический уровни анализа ……………… 224
Необходимость эмпирического и теоретического уровней анализа в
социологии физической культуры и спорта (224). Иллюстрации (224).
Роль понятийного аппарата (228).
2.5. Предмет социологии физической культуры и спорта ………….
Развернутая характеристика (229). Краткое определение (230).
229
2.6. Структура социологии физической культуры и спорта ………. 231
Резюме …………………………………………………………………….
Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература ……………
232
234
II. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В СИСТЕМЕ НАУК ………………………………. 235
3.1. Место социологии физической культуры и спорта в системе
“спортивных наук” …………………………………………………….. 235
Процесс дифференциации в сфере научного познания физической
культуры и спорта (235). Процесс интеграции и его проявление в сфере
научного познания физической культуры и спорта (237). Проблемы
взаимоотношения социологии физической культуры и спорта с другими
“спортивными науками” (238).
3.2. Место социологии физической культуры и спорта в структуре
социологии ………………………………………………………………… 241
Социология физической культуры и спорта как частная социологическая
теория (241). Проблемы взаимоотношения с другими социологическими
дисциплинами (242).
Резюме ……………………………………………………………………..
Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература ……………
IV. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
247
248
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ………………………………………………. 249
4.1. Факторы, определяющие значение социологии физической
культуры и спорта ……………………………………………………….. 249
Важная роль социологии в современном мире (249). Социальная роль
физической культуры и спорта в современном мире (249). Необходимость
научно обоснованного управления социальными процессами в
сфере физической культуры и спорта (251).
219
Стр.6
4.2. Теоретическое и практическое значение …………………………
Теоретическое значение (252). Практическая значимость (253). Проблемы
использования в спортивной деятельности (255). Социология
физической культуры и спорта как учебная дисциплина (257).
4.3. Социальные функции ……………………………………………….
Социальные функции социологических дисциплин (258). Социальные
функции социологии физической культуры и спорта (259).
4.4. Перспективы …………………………………………………………
Резюме ……………………………………………………………………..
Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература ……………
5.1. Становление социологии физической культуры и спорта..
Исторические корни социологии физической культуры и спорта (263).
Условия и причины выделения социологии физической культуры и
спорта как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии
(264). Условия и причины обособления социологии физической
культуры и спорта от других “спортивных наук” (266). Роль Международного
комитета социологии спорта в ее становлении (268). Основные
публикации по проблемам социологии физической культуры и
спорта в период ее становления (269).
5.2. Основные направления развития и современное состояние социологии
физической культуры и спорта ………………………….
Процессы “развития вширь и вглубь” науки и их проявление в социологии
физической культуры и спорта (272). Развитие социологии физической
культуры и спорта в нашей стране (276). Вклад отечественных
ученых в социологию физической культуры и спорта (279). Оценка
современного состояния социологии физической культуры и спорта
(280).
Резюме ……………………………………………………………………...
Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература …………….
252
258
260
261
262
V. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ………………… 263
263
272
281
282
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……. 283
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………. 284
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ
О чем эта книга. Главным предметом обсуждения в данной работе
является социология физической культуры и спорта – относительно молодая
наука, занимающая важное место в системе социологических дисциплин
и наук о физической культуре и спорте.
Автор работы не претендует на систематическое и полное изложение
социологии физической культуры и спорта. При написании работы ставились
три тесно связанные между собой задачи.
Первая задача – помочь читателю, который впервые сталкивается с
социологией физической культуры и спорта, войти в мир этой новой для
него науки, познакомиться с ней. Такое первое знакомство предполагает
получение ответов как минимум на следующие вопросы:
чтo (какие объекты) изучает социология физической культуры и
спорта;
какие проблемы она при этом ставит и пытается решить, т.е. что составляет
специфический предмет ее изучения;
какое место эта наука занимает в системе социологических дисциплин
и наук о физической культуре и спорте, чем она отличается от других
наук, каким образом связана с ними;
когда, как и почему возникла социология физической культуры и
спорта, как она развивалась, чем характеризуется современный этап ее
развития;
зачем нужна эта наука, какое теоретическое и практическое значение
она имеет.
Вторая задача – показать сложность и дискуссионный характер этих
вопросов, наличие самых различных (и даже противоположных) подходов
к ответу на них, а также дать читателю информацию о том, в каких отечественных
и зарубежных публикациях он может более подробно познакомиться
с этими различными мнениями, взглядами, концепциями. Именно
этим объясняются многочисленные ссылки в тексте на научные публикации
отечественных и зарубежных авторов по обсуждаемым проблемам и
выдержки из этих публикаций.
Список всей использованной литературы, включающий в себя более
тысячи публикаций, приведен в конце работы.
Третья задача – вынести на суд читателей ту оригинальную, авторскую
концепцию социологии физической культуры и спорта (ее объекта,
предмета и т.д.), которую автор развил и обосновал в ходе многолетнего
теоретического анализа проблем этой науки.
Эти выдержки, а также примеры, иллюстрации к обсуждаемым проблемам
печатаются мелким шрифтом.
7
Стр.8
На кого рассчитана данная книга. С учетом тех задач, которые решались
при написании данной книги, она может представлять интерес для
широкого круга читателей.
Студентами, магистрантами, аспирантами, изучающими в институтах
и академиях физической культуры курс социологии физической культуры
и спорта, а также другими лицами, желающими познакомиться с этой
наукой, данная книга может быть использована в качестве учебного пособия
для того, чтобы освоить ее понятийный аппарат, разобраться в ее основных
проблемах и уяснить значение их научного анализа.
Для преподавателей социологии физической культуры и спорта, а
также для тех, кто занят ее научной разработкой, данная работа может
быть полезна в двух отношениях: во-первых, как своеобразная библиография
отечественных и зарубежных публикаций по различным проблемам
данной науки, и, во-вторых, для знакомства с ее оригинальной авторской
концепцией.
8
Стр.9