Российский государственный университет
физической культуры, спорта, молодежи и туризма
В.И. Столяров
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
(гуманистический и диалектический анализ)
Издательство «Максат»
Бишкек – 2015
Стр.2
Столяров В.И.
Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения
(гуманистический и диалектический анализ): Монография. – Бишкек: Издательство
«Максат», 2015. – 465 с.
Данная монография посвящена анализу с позиций гуманизма и на основе диалектической
методологии актуальных социальных проблем современного спорта и олимпийского
движения, которое превратилось в самое массовое, глобальное, неполитическое социальное
движение.
В центре внимания автора монографии концепция современного олимпизма, которую
сформулировал Кубертен, современные интерпретации этой концепции, успехи и пробелы в
ее реализации. С позиций гуманизма дается оценка тех революционных изменений в олимпийском
движении, которые произошли в этом движении в последние десятилетия и связаны
с процессами коммерциализации и профессионализации олимпийского спорта. Детально обсуждается
также роль спорта в процессе социализации личности и в системе социальных отношений.
Опираясь
на результаты своей многолетней (с 1972 г.) разработки социальных проблем
спорта и олимпийского движения, автор стремится изложить и обосновать свое решение
этих проблем. Вместе с тем сделана попытка дать по возможности полное представление
о различных подходах к их решению. Этим стремлением автора объясняются многочисленные
ссылки в тексте на публикации отечественных и зарубежных авторов по обсуждаемым
социальным проблемам современного спорта и олимпийского движения, а также обширная
библиография соответствующих публикаций.
Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам,
преподавателям, аспирантам, студентам, так и широкому кругу читателей – всем, кто
пытается понять смысл и значение современного олимпийского движения.
Рецензенты:
А.Т. Паршиков, доктор педагогических наук, профессор, Российский международный
олимпийский университет
Б.Д. Мотукеев, доктор социологических наук….
или
С.Д. Неверкович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ;
или
М.Я. Сараф, доктор философских, профессор
© Столяров В.И., 2015
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………….
I. ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ СПОРТА
7
1. Проблема определения сущности и специфики спорта………………… 17
Различные интерпретации спорта………………………………………….. 17
Трудности решения проблемы и пути их преодоления…………………… 18
2. Cоперничество ………………………………………………………………… 20
Место соперничества в жизни людей……………………………………… 20
Понятие соперничества……………………………………………………... 22
Многообразие видов соперничества……………………………………….. 33
3. Спортивное соревнование…………………………………………………… 37
Разногласия в понимании спортивного соревнования……………………. 37
Авторская концепция спортивного соревнования………………………… 44
4. Понятие и многообразие спорта ……………………………………………. 51
Понятие спорта………………………………………………………………. 51
Многообразие спорта………………………………………………………… 51
Особенности современного спорта ………………………………………… 54
II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ГУМАНИЗМА
5. Терминологическая и содержательная характеристика
гуманизма …………………………………………. ……………………………… 63
Различные значения термина «гуманизм» ………………………………… 63
Основные идеи гуманизма ………………………………………………….. 65
6. Идеалы гуманизма …………………………………………………………….. 66
Гуманистический идеал личности ………………………………………….. 66
Гуманистический идеал социальных отношений………………………….. 69
7. Гуманизм и современность……………………………………………………. 70
Трудности реализации идей и идеалов гуманизма
в современном обществе…………………………………………………….. 70
Современное значение гуманизма………………………………………….. 72
Поиски нового содержания гуманизма……………………………………. 74
III. КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЗМА
8. Кубертеновская концепция современного олимпизма…………………… 82
Реформа системы воспитания как центральный элемент
концепции …………………………………………………………………….. 84
Идеал личности в олимпийской концепции Кубертена…………………… 86
Кубертен о значении спорта для новой системы воспитания…………….. 88
Идея возрождения Олимпийских игр в концепции Кубертена…………… 91
Необходимость педагогической ориентации МОК……………………….. 94
Олимпийские конгрессы……………………………………………………… 95
Олимпийские идеалы и культурные образцы в концепции
Кубертена …………………………………………………………………….. 96
Необходимость спортивного воспитания………………………………….. 102
Идея «религии спорта», religio athleticae…………………………………… 102
Интеграция спорта и искусства……………………………………………… 104
3
Стр.4
9. Интерпретация идей и идеалов современного олимпизма
после Кубертена………………………………………………………. 110
Ориентация на идеи и идеалы Кубертена……………………… 110
Коррекция и дополнение идей Кубертена……………………..
117
Непонимание и критика концепции Кубертена………………. 127
Трудности в реализации концепции Кубертена……………….. 132
IV. СПОРТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
10. Содержание дискуссий по проблеме и методологические
принципы ее решения……………………………………………….. 134
Содержание дискуссий…………………………………………. 134
Методологические принципы решения проблемы…………… 140
11. Роль и значение спорта в процессе социализации
личности……………………………………………………………….. 143
Возможности и реалии позитивного значения спорта
в процессе социализации личности……………………………. 143
Проблемы в реализации личностного позитивного
потенциала спортивной деятельности…………………………. 163
Возможности негативного влияния спорта на
формирование и развитие личности……………………………. 164
Аспекты негативной роли спорта в процессе
социализации личности…………………………………………. 169
V. СПОРТ И ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(политические аспекты)
12. Состояние разработки и методологические принципы
анализа проблемы…………………………………………………….. 182
Состояние разработки проблемы………………………………… 182
Методологические принципы анализа проблемы …………….. 186
13. Понятийный аппарат…………………………………………….. 187
Понятие политики………………………………………………… 187
Другие понятия……………………………………………………. 190
14. Диалектический характер взаимоотношения спорта
и политики……………………………………………………………….. 192
Относительная независимость спорта от политики…………….. 192
Связь спорта с политикой………………………………………… 197
15. Политическая роль спорта в международных отношениях… 208
Дискуссии о внешнеполитическом значении спорта…………… 208
Методология решения проблемы…………………………………. 223
Гуманистические внешнеполитические функции спорта……… 225
Внешнеполитические функции спорта, противоречащие
гуманистическим ценностям………………………………………. 237
4
Стр.5
16. Внутриполитические функции спорта………………………….. 259
Спорт как фактор реализации социальной политики
государства…………………………………………………………. 260
Внутриполитическая интегративная функция спорта………….. 261
Спорт как «школа демократии»………………………………….. 265
Политическое значение спорта для лиц с ограниченными
возможностями (инвалидов)……………………………………… 269
Другие формы внутриполитических функций спорта…………. 271
17. Актуальные проблемы спортивной политики………………… 274
Понятие «спортивная политика»………………………………… 274
Отношение государства к спорту………………………………… 278
Другие политические и неполитические организации
как субъекты спортивной политики……………………………… 284
Спортсмен как политическая фигура, его политическая
активность и политическое воспитание………………………….. 289
Основные направления, цели, задачи, формы и методы
спортивной политики………………………………………………. 298
18. Диалектический анализ и гуманистическая оценка
нового курса политики МОК…………………………………………… 309
Позитивные аспекты нового курса………………………………... 309
Модификация целевой установки олимпийского
движения…………………………………………………………….. 315
Изменение отношения к гуманистическим идеям
и идеалам кубертеновской концепции……………………………. 320
Проблема девальвации духовно-нравственных ценностей
в олимпийском спорте……………………………………………… 325
Проблема «культурной гегемонии» в олимпийском
движении……………………………………………………………. 332
Гуманистически ориентированная социальная политика
в отношении лиц с ограниченными возможностями и
современный олимпийский спорт…………………………………. 338
Аспекты противоречия реалий олимпийского спорта
декларируемым гуманистическим идеалам………………………. 346
По какому пути идти дальше олимпийскому
движению…………………………………………………………… 352
Проекты и программы повышения гуманистической
значимости современного спорта и олимпийского
движения……………………………………………………………. 358
19. Пагубна ли связь спорта и политики, можно ли
избежать негативных аспектов этой связи………………………….. 364
Является ли пагубной связь спорта и политики…………………. 364
Можно ли избежать негативных аспектов связи
спорта и политики………………………………………………….. 369
5
Стр.6
VI. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СПОРТА
20. Необходимость и состояние факторного анализа
социального значения спорта………………………….……………… 375
Эклектика и диалектика в понимании социального
значения спорта…………………………………………………….. 375
Состояние разработки проблемы…………………………………. 379
21. Субъективные факторы…………………………………………… 380
Поведение субъектов спортивной деятельности,
их ценностные ориентации и уровень подготовки………………. 380
Педагогическая деятельность……………………………………… 391
Средства массовой информации………………………….……….. 393
22. Объективные факторы………………………….…………………. 396
Внешние для спорта факторы………………………….………….. 396
Внутриспортивные факторы………………………….…………… 400
Заключение………………………….……………………………………. 409
Библиография………………………….…………………………………. 410
6
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ
В данной монографии ставится задача проанализировать социальные проблемы
современного спорта и олимпийского движения. При этом речь идет об
анализе этих проблем с позиций гуманизма (в рамках гуманистической теории
спорта)
Ряд причин определяют такие цели и задачи монографии.
Общепризнанно, что бросающимся в глаза явлением социального развития
XX и XXI столетий является неудержимое проникновение спорта во все
сферы человеческой жизни, на которые он оказывает сильное влияние. Все чаще
пишут и говорят о «глубоком, важном, постоянном, повсеместно проникающем,
все заполняющем и все остальное подавляющем» интересе людей к
спорту [Buytendijk, 1953]. Такое внимание к спорту связано с тем, что он затрагивает
и во многом содействует формированию, развитию и реализации широкого
круга социальных ценностей. За сравнительно короткий исторический
промежуток времени спорт превратился во «всеобъемлющее социальное явление»
[Посьелло, 2006]. В настоящее время он выступает как социальная система,
социальный институт и социальное движение, которые оказывают мощное
воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной
культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику,
технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д.
Все более важной становится роль спортивной деятельности в социализации
и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля
жизни. Спорт вторгается в моду, порождая особый, подчеркнуто спортивный
стиль одежды, влияет на способы проведения досуга, определяет поведение,
интересы, духовные потребности, формирует образ жизни целых социальных и
демографических групп населения.
«Спорт пронизывает почти все уровни современного общества, он либо отражает,
либо сильно влияет на такие несопоставимые элементы, как статус, расовые
взаимоотношения, трудовая деятельность, дизайн в области автомобилестроения,
стили в одежде, трактовка понятия о герое, язык и этические ценности» [Boyle, 1963:
3–4].
Спорт «затрагивает и такие, казалось бы, несопоставимые явления, как общественное
положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели
автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценности» [Томпсон, 1979:
153].
Спортивная терминология не только проникает в обыденную речь, но и
активно используется в политическом лексиконе. Например, в США президент
именуется «квоторбеком» (ключевой игрок в «американском футболе»), придерживавшимся
со своей «командой» намеченного «игрового плана», чтобы
«достичь линии ворот», т.е. целей политического курса [Гринфельд, 1986: 1].
Политики активно демонстрируют свою любовь к спорту. В той же Америке
демонстрация любви к спорту, как утверждает канадский социолог Б. Петри,
«стала неотъемлемой частью американской политической жизни»: «имидж»
каждого политического деятеля осязательно включает роль спортсмена либо
7
Стр.8