УДК 796
ББК 75
С81
Столяров В.И.
Состояние и методологические основы разработки новой теории
физического воспитания: Монография. – Саратов: ООО Издательский центр
«Наука», 2013. – 204 с.
ISBN 978-5-9999-1796-6
За последние десятилетия в нашей стране и за рубежом проделана значительная научно-исследовательская
работа, ориентированная на разработку концепций модернизации современной
системы физического воспитания, поиск новых идей и подходов к его организации.
Разрабатываются и внедряются в практику новые проекты и программы физического
воспитания.
В монографии предпринята попытка критически проанализировать всю эту работу. На
основе анализа отечественных и зарубежных публикаций автор выявляет основные концептуальные
подходы к модернизации теории физического воспитания. Обосновывается положение
о наличии кризисной ситуации в разработке новой теории этого воспитания и детально
анализируется основные показатели этой ситуации.
Особое внимание автор уделяет изложению тех методологических принципов и положений,
на основе которых должна разрабатываться новая теория физического воспитания.
Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и
взгляды других авторов по обсуждаемым проблемам физического воспитания и его модернизации,
чтобы читатели могли получить информацию об огромной палитре разнообразных
мнений, подходов, концепций по этим проблемам. В конце монографии приводится литература
– список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель.
Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам,
преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического
воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Содержащаяся
в книге обширная информация, а также библиография по различным проблемам
физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем.
Рецензенты:
С.Д. Неверкович, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ;
О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
УДК 796
ББК 75
ISBN 978-5-9999-1796-6
© Столяров В.И., 2013
2
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на
решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования
населения, прежде всего детей и молодежи.
Особенно актуальной эта проблема является для современной России. Ее
актуальность определяют сложная социально-демографическая ситуация, низкий
уровень здоровья, физической подготовленности, рост преступности и
наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей [см.: Бальсевич,
2005; Барышева, Виноградов, Жолдак, 1997; Виноградов, 1995; Вишневский
В.А., 2002; Гостев Р.Г., Гостев Г.Р., Никитина С.Ф., 2004; Государственный доклад…
2006; Демографическая ситуация… 2000; Добротворская, 2002; Журавлева,
2002; Комков, 1998, 2002а, б; Материалы заседания… 2002; Материалы к
заседанию… 2002; Рожков, 2002а, б; Симонова, 1999; Смирнов Н.К., 2002 и
др.].
На встрече со специалистами по вопросам развития в России системы физического
воспитания детей и детско-юношеского спорта (13 марта 2013 г.)
президент России В.В. Путин, характеризуя крайне тревожную ситуацию с физическим
состоянием детей и молодежи, привел такие цифры: в 14 лет две трети
детей в России уже имеют хронические заболевания; у половины школьников
отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30
процентов – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до
40 процентов призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы
физподготовки военнослужащих.
В докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании
здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января
2002 года указывается, что в сложившейся ситуации «необходимо остановить
ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять
радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию
здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих
высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных
привычек». В противном случае, отмечается в документе, может возникнуть
«реальная угроза национальной безопасности России» [Материалы к заседанию…
2002, с. 7].
В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно
важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в
нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и
способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно
играть физическое воспитание.
Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов,
современная система физического воспитания является недостаточно эффективной
[см.: Баландин, 2001, 2002; Бальсевич, 2002б; Бальсевич, Лубышева,
Комков, Шелков, 2006; Григорьев, 2004; Евсеев, Романова, Аксенова, Комков,
2006; Иванов И.В., 2007а, б, 2008а, б; Комков, Гаврилов, Кириллова, Малинин,
2006; Лукьяненко В.П., 2007а; Сайкина, 2008; Система… 2012; Столяров,
4
Стр.5