В «Декларации о культуре мира», которая принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г. отмечается, что «становление культуры мира требует проведения всеобъемлющей образовательной, социальной и гражданской деятельности» и указываются «основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуры мира». <...> Воспитание этой культуры – одна из важнейших задач их гуманистического воспитания. <...> Таким образом, первая причина актуальности обсуждаемого вопроса – необходимость научно обоснованного решения проблемы воспитания у детей и молодежи культуры мира. <...> Особенно низка роль занятий физкультурой и спортом в развитии духовно-нравственных, эстетических, творческих способностей, нравственной, коммуникативной, экологической культуры студентов, в противодействии их асоциальному поведению. <...> Отсутствует анализ структуры, основных форм и уровней развития культуры мира как элемента культуры личности, что затрудняет процедуру ее диагностики. <...> Он не обсуждается даже в работах, где рассматриваются такие вопросы физкультурноспортивной работы (например, о процессе социализации личности в спортивной деятельности, о ее использовании для личностного развития, о системе олимпийского образования детей и молодежи и т.д.), которые наиболее близки по содержанию к проблеме формирования у детей и молодежи культуры мира. <...> В ней излагаются результаты исследования, в ходе которого решались две основные задачи: 1) разработать теоретическую концепцию формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания – построить структурную модель культуры мира личности; определить педагогические условия процедуры диагностики этой культуры; обосновать возможность и необходимость формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания детей и молодежи; определить основные задачи, формы и методы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания; 2) экспериментально <...>
Проблема_формирования_культуры_мира_в_процессе_спортивного_воспитания_детей_и_молодежи__Статья.pdf
Столяров В.И., Баринов С.Ю., Варюшина М.В. Проблема формирования
культуры мира в процессе спортивного воспитания детей и молодежи // Спорт.
Спартианское движение. Культура мира: сборник / сост. и ред. В.И. Столяров,
Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2007. – С. 233–290. (Библиотека
Спартианского Гуманистического Центра).
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.В.Варюшина
Введение
В силу ряда причин вопрос о формировании культуры мира в процессе
спортивного воспитания детей и молодежи приобретает все более важное значение.
Отметим наиболее важные из них.
Формирование культуры мира – длительный процесс. Как показывает исторический
опыт, по сравнению с изменениями в политической и экономической
жизни, которые могут быть стремительными, изменения в культуре и поведении
отдельных лиц, групп граждан и народов требуют длительного времени
[см. 79, 97]. Для формирования и развития культуры мира необходимо использование
разнообразных средств, форм и методов. Как отмечал Генеральный
директор ЮНЕСКО Ф. Майор, «путь построения и укрепления культуры
мира, обращения ее в культурное измерение каждого индивида должен включать
не только меры просвещения в традиционном смысле, но также действия
культурного, социального и гражданского плана» [46, С. 195]. В связи с этим
возникает вопрос о возможности и целесообразности использования спортивного
воспитания для формирования и развития культуры мира.
Актуальность темы исследования связана и с тем, что формирование и
развитие культуры мира требует активных усилий всех и каждого. В «Декларации
о культуре мира», которая принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи
ООН 10 ноября 1998 г. отмечается, что «становление культуры мира требует
проведения всеобъемлющей образовательной, социальной и гражданской деятельности»
и указываются «основные сферы и главные участники деятельности,
направленной на содействие культуры мира». К их числу Декларация относит:
«государство, которое несет главную ответственность за обеспечение
уважения и защиты прав человека и основных свобод»; гражданское общество;
средства информации, которые «помимо своей мощной просветительной роли,
играют решающую роль в деле обеспечения свободы мнений, выражения убеждений
и информации»; «политические руководители, члены правительства,
парламента и других выборных органов, преподаватели, журналисты; интеллектуальное
сообщество, семья, религиозные лидеры; управляющие на различных
уровнях; неправительственные организации» и «все, кто занимается научной,
философской и творческой деятельностью» [21, С. 16]. В резолюции международной
научно-практической конференции «От стереотипов войны к идеа3
Стр.1