Особое внимание уделяется прикладным аспектам организации и методологии этого воспитания, обосновывается положение о том, что олимпийская педагогическая деятельность должна формировать у детей и молодежи не только знания об Олимпийских играх и олимпийском движении, но и умения, навыки, интересы, потребности, и главное – реальное поведение – в соответствии с идеалами олимпизма. <...> Общегуманистическое воспитание……………………………… 142 Задачи общегуманистического воспитания в процессе олимпийского воспитания…………………………………… 142 Значение общегуманистического воспитания в процессе олимпийского воспитания……………………………………. <...> 250 Целостное (фундаментальное) изменение традиционного способа организации игрового соперничества и сотрудничества……………………………………. <...> 360 336 8 ПРЕДИСЛОВИЕ воспитания детей и молодежи занимает Все более важное место в системе современного образования и олимпийская педагогическая деятельность, цели, задачи, формы и методы которой ориентированы на ценности (идеалы, нормы, образцы поведения и т.п.) олимпизма, их реализацию. <...> В Олимпийской хартии используется оборот «Olympic education», который в русском варианте текста хартии переведен как «олимпийское воспитание». <...> Но, учитывая широкое распространение термина «олимпийское образование», иногда применяется и этот термин. <...> На необходимость постановки и решения в олимпийском движении задач образования и воспитания указывал еще Пьер де Кубертен. <...> В 1979 году на Генеральной ассамблее Всемирной ассоциации национальных олимпийских комитетов (АКНО) Национальный олимпийский комитет (НОК) Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней. <...> В России начиная с 1994 г. в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» проводится Всероссийское совещание «Практика олимпийского образования», на котором обсуждаются <...>
Олимпийское_воспитание_теория_и_практика__Монография.pdf
1
ОЛИМПИЙСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В.И. Столяров
Стр.1
2
Библиотека
Российского международного олимпийского университета
Стр.2
3
ОЛИМПИЙСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В.И. Столяров
Москва
Издательство
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2014
Стр.3
4
УДК 796.032:37
ББК 75.1
С 81
Столяров, В.И.
С81 Олимпийское воспитание: теория и практика / В.И.
Столяров. — М.: ООО «Изд-во «Национальное образование», 2014.
– 416 с. –(Библиотека Российского международного олимпийского
университета).
ISBN 978-5-4454-056-3
Книга знакомит читателей с основными понятиями и положениями теории
олимпийского воспитания. Особое внимание уделяется прикладным аспектам организации
и методологии этого воспитания, обосновывается положение о том, что олимпийская
педагогическая деятельность должна формировать у детей и молодежи не только знания
об Олимпийских играх и олимпийском движении, но и умения, навыки, интересы,
потребности, и главное – реальное поведение – в соответствии с идеалами олимпизма.
Такая ориентация олимпийского воспитания предполагает использование комплекса не
только традиционных, но также инновационных форм и методов, которым в данной
работе уделяется основное внимание.
Автор опирается на собственный многолетний опыт научной разработки проблем
олимпийского воспитания. Вместе с тем он стремится как можно полнее представить
взгляды других специалистов – как отечественных, так и зарубежных – по обсуждаемым
проблемам олимпийской педагогической деятельности.
Книга предназначена для студентов и преподавателей вузов, педагогов–организаторов
олимпийского воспитания, исследователей, занимающихся разработкой проблем этой
педагогической деятельности, а также для широкого круга читателей.
© Столяров В.И., 2014
© АНО «РМОУ» оригинал-макет серии «Библиотека РМОУ»,
оригинал-макет книги 2014-11-12
© Оформление ООО «Издательство «Национальное образование» 2014
ISBN 978-5-4454-056-3
Стр.4
5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………… 5
I. БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Воспитание и социализация…………………………………..
13
Понятие социализации……………………………………. 13
Понятие воспитания………………………………………. 16
2. Гуманизм
Основные положения гуманизма………………………..
19
Гуманистический идеал личности……………………… 21
Гуманистический идеал социальных отношений……..
Современное значение гуманизма……………………..23
22
3. Гуманистически ориентированный процесс социализации
и воспитания…………………………………………………..
28
Гуманистическая ориентация социализации и
воспитания………………………………………………… 28
Принципы гуманистической педагогики и психологии..
Авторитарная и личностно-ориентированная педагогика
Стили педагогического общения………………………… 33
31
32
4. Спорт……………………………………………………………. 34
Проблема определения сущности и специфики спорта… 34
Соревнование (соперничество) и многообразие его форм..
36
Спортивное соревнование………………………………….. 37
Понятие и многообразие спорта …………………………..
41
5. Культура………………………………………………………… 45
Разногласия в понимании культуры……………………… 45
Ценностное отношение……………………………………. 46
Понятие культуры…………………………………………. 49
6. Спортивная культура личности………………………………. 52
Понятие и структура спортивной культуры личности…..
52
Формы (модели, разновидности) спортивной культуры
личности ……………………………………………………. 55
7. Спортивное воспитание………………………………………. 58
Воспитание спортивной культуры личности…………… 59
Воспитание посредством спорта…………………………. 63
Понятие спортивного воспитания………………………..
65
Проблема ценностной ориентации современного
спортивного воспитания…………………………………. 68
Стр.5
6
II. ОЛИМПИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
8. Философия и олимпийское движение………………………… 75
Что такое философия………………………………………. 75
Роль философии в олимпийском движении ……………..
79
9. Кубертеновская философская концепция современного
олимпизма………………………………………………………….. 81
Главная цель деятельности и жизни Кубертена…………. 82
Кубертеновский идеал личности…………………………. 83
Кубертен о значении спорта для новой системы
воспитания……………………………………………………. 86
Смысл кубертеновской идеи возрождения
Олимпийских игр…………………………………………… 89
Педагогическая ориентация МОК…………………………. 91
Олимпийские конгрессы…………………………………… 92
Олимпийские идеалы и культурные образцы……………..
93
Спортивное воспитание…………………………………… 98
Идея «религии спорта», religio athleticae …………………..
Интеграция спорта и искусства…………………………… 100
98
10. Интерпретации олимпийской философии после Кубертена..
104
Ориентация на идеи Кубертена……………………………… 105
Коррекция и дополнение идей Кубертена…………………. 112
Критики концепции Кубертена и оценка их аргументации.. 119
III. ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ
11. Воспитание олимпийской культуры личности……………… 127
Понятие олимпийской культуры личности………………..
128
Основные задачи и структура воспитания олимпийской
культуры личности……………………………………………. 129
12. Общегуманистическое воспитание……………………………… 142
Задачи общегуманистического воспитания в процессе
олимпийского воспитания…………………………………… 142
Значение общегуманистического воспитания в процессе
олимпийского воспитания……………………………………. 143
13. Олимпийское воспитание в широком и узком значении……. 145
Олимпийское воспитание в широком значении…………. 145
Олимпийское воспитание в узком значении……………….. 146
14. Факторы, определяющие необходимость олимпийского
воспитания…………………………………………………………… 147
Первая группа факторов……………………………………. 147
Вторая группа факторов……………………………………… 150
Стр.6
7
IV. МЕТОДЫ ОЛИМПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ
15. Методы воспитания общего позитивного отношения к спорту…155
Методы воспитания исходных спортивных знаний,
умений и навыков…………………………………………….. 155
Методы воспитания позитивной оценки спорта…………..
157
16. Методы воспитания олимпийского отношения к спорту
и общегуманистического воспитания посредством
олимпийской активности………………………………………… 178
Постановка проблемы…………………………………………. 178
Методы олимпийской информационно-просветительской,
образовательной деятельности………………………………. 189
Олимпийские соревнования как метод олимпийского
воспитания…………………………………………………….. 215
Новые принципы формирования программы
спортивного соревнования…………………………………… 227
Новые принципы определения и поощрения достижений
участников спортивного соревнования………………………. 240
Новые принципы формирования состава участников
спортивных соревнований…………………………………… 247
Инновационные методы повышения ориентации
участников спортивных соревнований на сотрудничество…. 250
Целостное (фундаментальное) изменение традиционного
способа организации игрового соперничества
и сотрудничества…………………………………….....
257
Гуманистическая ориентация спортивной подготовки…… 281
17. Достижения и проблемы олимпийского воспитания………..
286
Достижения олимпийского воспитания…………………… 286
Проблемы и трудности олимпийского воспитания……… 292
Социальные барьеры эффективности олимпийского
воспитания …………………………………………………. 304
Заключение………………………………………………………….. 333
Глоссарий…………………………………………………………..
Библиография ……………………………………………………. 360
336
Стр.7
8
ПРЕДИСЛОВИЕ
воспитания детей и молодежи занимает
Все более важное место в системе современного образования и
олимпийская
педагогическая деятельность, цели, задачи, формы и методы
которой ориентированы на ценности (идеалы, нормы, образцы
поведения и т.п.) олимпизма, их реализацию.
Для обозначения этой педагогической деятельности
используются различные термины. Чаще всего ее называют
«олимпийским образованием». В Олимпийской хартии используется
оборот «Olympic education», который в русском варианте текста
хартии переведен как «олимпийское воспитание». В данной работе
в качестве основного также использован этот термин. Но, учитывая
широкое распространение термина «олимпийское образование»,
иногда применяется и этот термин. Более подробно данная
терминологическая проблема будет обсуждена ниже.
На необходимость постановки и решения в олимпийском
движении задач образования и воспитания указывал еще Пьер де
Кубертен.
В 1979 году на Генеральной ассамблее Всемирной ассоциации
национальных олимпийских комитетов (АКНО) Национальный
олимпийский комитет (НОК) Мальты предложил, чтобы изучение
олимпийской идеи было в мировом масштабе включено в
программы школ всех ступеней. В Международной хартии
физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под
которой поставили свои подписи представители почти всех
государств – членов ООН, содержится призыв включать в
государственные программы социального и культурного развития
воспитание детей и молодежи в духе принципов, идеалов и
ценностей олимпизма. В резолюции 3-й сессии
Межправительственного комитета по физическому воспитанию и
спорту при ЮНЕСКО (1983 год) высказано пожелание ко всем
государствам-участникам «ввести или усилить преподавание
олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в
соответствии с их собственной системой образования».
В Олимпийской хартии – главном официальном документе
современного олимпийского движения
–
специально
подчеркивается, что НОК должны всемерно содействовать
Стр.8