Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания: Монография (320,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоИздательство «Максат»
Страниц548
ID543015
АннотацияДанная монография посвящена теоретическому анализу комплекса сложных дискуссионных проблем физического воспитания, а также процесса его современной модернизации, на необходимость которой в последнее время постоянно обращают внимание ученые и специалисты-практики. Монография является результатом многолетних (с 1972 г.) исследований автора, разработки им проблем физического воспитания и физической культуры, физкультурной двигательной активности, спорта, спортивного воспитания и спортивной культуры, олимпизма, олимпийского воспитания и олимпийской культуры, спартианского (мульти-креативного) воспитания и т.д. В монографии впервые дается целостное изложение разработанной автором инновационной теории физического воспитания, которую он называет «общей теорией комплексного физического воспитания». Эта теория включает в себя три элемента: телесное (соматическое, физическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание, спортивное воспитание и имеет две модели – олимпийскую и спартианскую (мульти-креативную). В центре внимания автора – содержание, основные направления, цели и задачи, формы и методы компонентов комплексного физического воспитания и всей этой педагогической деятельности в целом. Особое внимание уделяется понятийному аппарату, который необходим для правильного осмысления всех этих вопросов. Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов по обсуждаемым проблемам физического воспитания и его модернизации, чтобы читатели могли получить информацию об огромной палитре разнообразных мнений, подходов, концепций по этим проблемам. Поэтому монография содержит аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций по данной теме. В конце монографии приводится литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель. Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Содержащаяся в ней обширная информация, а также библиография по различным проблемам физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
ISBN978-9967-31-033-9
Столяров, В.И. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания: Монография / В.И. Столяров .— Бишкек : Издательство «Максат», 2013 .— 548 с. — ISBN 978-9967-31-033-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/543015 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И. Столяров ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Спартианский Гуманистический Центр Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма В.И. Столяров ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Издательство «Максат» Бишкек –2013 1 УДК 796/799 ББК 75.1 М. <...> Эта теория включает в себя три элемента: телесное (соматическое, физическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание, спортивное воспитание и имеет две модели – олимпийскую и спартианскую (мульти-креативную). <...> Телесное воспитание, образование и обучение (в узком смысле) …… 334 12.4. <...> Физкультурно-двигательное воспитание, образование и обучение (в узком смысле) ……………………………………………………. <...> Формы и методы ценностно-ориентированного физкультурнодвигательного воспитания …………………………………………… 404 Глава 14. <...> 2012; Столяров, 2012б, в, 2013а, б, в; Столяров, Бальсевич, Моченов, Лубышева, 2009; Фетисов, 2003; Motukeev, 2008 и др.] современная система этой педагогической деятельности является недостаточно эффективной. <...> По общему признанию, в существенном обновлении нуждается и теория физического воспитания. <...> В данной монографии излагается разработанная автором инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания под названием «общая теория комплексного физического воспитания». <...> Результаты этой исследовательской деятельности отражены в диссертациях и в более 700 научных публикациях (монографиях, учебных пособиях, статьях и т.д.) автора, а также в публикациях и диссертациях (кандидатских и докторских) его учеников: Аксенова Г.М., Аллакаевой Д.М., Баринова С.Ю., Бариновой И.В., Баюрова В.И., Богдановой Л.В., Болдова А.С., Варюшиной М.В., Вишневского В.И., Вучевой В.В., Губаревой Т.И., Гутина А.Т., Дремовой Г.В., 6 Жбиковского Я., Ипатова Д.И., Кадом А., Кинкадзе Ю.В., Козыревой О.В., Королева И.В., Королева Р.И <...>
Инновационная_концепция_модернизации_теории_и_практики_физического_воспитания_Монография_.pdf
В.И. Столяров ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Стр.1
Спартианский Гуманистический Центр Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма В.И. Столяров ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Издательство «Максат» Бишкек –2013 1
Стр.2
УДК 796/799 ББК 75.1 М. 85 Столяров В.И. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания: Монография. – Бишкек: Издательство «Максат», 2013. – 546 с. ISBN 978-9967-31-033-9 Данная монография посвящена теоретическому анализу комплекса сложных дискуссионных проблем физического воспитания, а также процесса его современной модернизации, на необходимость которой в последнее время постоянно обращают внимание ученые и специалисты-практики. Монография является результатом многолетних (с 1972 г.) исследований автора, разработки им проблем физического воспитания и физической культуры, физкультурной двигательной активности, спорта, спортивного воспитания и спортивной культуры, олимпизма, олимпийского воспитания и олимпийской культуры, спартианского (мульти-креативного) воспитания и т.д. В монографии впервые дается целостное изложение разработанной автором инновационной теории физического воспитания, которую он называет «общей теорией комплексного физического воспитания». Эта теория включает в себя три элемента: телесное (соматическое, физическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание, спортивное воспитание и имеет две модели – олимпийскую и спартианскую (мульти-креативную). В центре внимания автора – содержание, основные направления, цели и задачи, формы и методы компонентов комплексного физического воспитания и всей этой педагогической деятельности в целом. Особое внимание уделяется понятийному аппарату, который необходим для правильного осмысления всех этих вопросов. Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов по обсуждаемым проблемам физического воспитания и его модернизации, чтобы читатели могли получить информацию об огромной палитре разнообразных мнений, подходов, концепций по этим проблемам. Поэтому монография содержит аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций по данной теме. В конце монографии приводится литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель. Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Содержащаяся в ней обширная информация, а также библиография по различным проблемам физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем. Рецензенты: С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ О.В. Козырева – доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ М 4201000000-13 ISBN 978-9967-31-033-9 УДК 796/799 ББК 75.1 © Столяров В.И., 2013 2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………………6 Раздел первый НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Глава 1. Основные концептуальные подходы к модернизации теории физического воспитания (аналитический обзор)……………….. 20 1.1. Аналитический обзор отечественных публикаций ……………….. 20 1.2. Аналитический обзор зарубежных публикаций……………........... 35 Глава 2. Кризисная ситуация в разработке новой теории физического воспитания……………………………………………………...48 2.1. Логико-методологическая оценка понятийного аппарата теории физического воспитания………………………………………48 2.2. Отождествление разных теоретических концепций физического воспитания и физической культуры……………………62 2.3. Абсолютизация отдельных элементов, целевых установок и методов современного физического воспитания………………….. 68 2.4. Пробелы в теоретическом осмыслении физического воспитания и физической культуры………………………………………………... 81 Глава 3. Методологические основы модернизации теории физического воспитания………………………………………………………..………………101 3.1. Общие принципы методологии научного исследования…………… 102 3.2. Принципы диалектического метода исследования………………….. 105 3.3. Логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий………………………………………………….. 117 3.4. Необходимость разработки и дифференциации частных и интегративных теорий физического воспитания…………………… 135 Раздел второй БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Глава 4. Деятельность, культура, игра…………………………………………… 142 4.1. Деятельность……………………………………………………………….. 142 4.2. Культура …………………………………………………………………… 145 4.3. Игра ………………………………………………………………………… 154 Глава 5. Гуманизм ………………………………………………………………….. 159 5.1. Общее понятие гуманизма ………………………………………………… 159 5.2. Гуманистический идеал личности и социальных отношений…………… 161 5.3. Современное значение идей и идеалов гуманизма и поиски их нового содержания ……………………………………………………… 167 3
Стр.4
Глава 6. Социализация и воспитание ……………………………………………... 180 6.1. Общее понятие социализации ……………………………………………. 180 6.2. Общее понятие воспитания……………………………………………….. 188 6.3. Гуманистическая интерпретация социализации и воспитания ………… 192 Глава 7. Социокультурная модификация биологического тела человека….. 200 7.1. Биологическое тело человека и процесс его развития …………………. 200 7.2. Социокультурное тело и процесс его формирования ………………….. 201 Глава 8. Телесная (соматическая, физическая) культура …………………….. 208 8.1. Понятие телесной культуры …………………………………………….. 208 8.2. Формы (модели) телесной культуры …………………………………… 210 8.3. Структура телесной культуры …………………………………………... 219 8.4. Значение телесной культуры и ее взаимоотношение с другими элементами культуры …………………………………………………….. 235 Глава 9. Спорт (спортивная деятельность)……………………………………….. 237 9.1. Проблема определения сущности и специфики спорта ………………… 237 9.2. Понятие соревнования (соперничества) ………………………………… 239 9.3. Спортивное соревнование как особая разновидность соперничества…. 251 9.4. Спорт, многообразие его форм, функций, ценностей …………………… 267 Глава 10. Спортивная культура……………………………………………………. 277 10.1. Понятие и формы (модели) спортивной культуры…………………… 277 10.2. Структура спортивной культуры………………………………………. 283 Глава 11. Физкультурная двигательная деятельность………………………… 290 11.1. Проблема определения сущности и специфики физкультурной двигательной деятельности ………………………………………………. 290 11.2. Понятие, формы и значение физкультурной двигательной деятельности ……………………………………………………………… 294 11.3. Варианты интерпретации понятий «физкультура» и «спорт» в различных системах понятий ………………………………………… 303 Глава 12. Культура личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной деятельности………………………………………………………... 310 12.1. Понятие и формы культуры личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной деятельности…………………………… 310 12.2 Структура культуры личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной деятельности……………………………………………….. 314 Раздел третий ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Глава 12. Телесное воспитание ……………………………………………… 324 12.1. Понятие телесного воспитания ………………………………………… 324 12.2. Два основных направления и элемента телесного воспитания………. 329 12.3. Телесное воспитание, образование и обучение (в узком смысле) …… 334 12.4. Современное значение телесного воспитания………………………… 335 12.5. Проблема ценностной ориентации современного телесного воспитания………………………………………………………………… 336 12.6. Методы современного телесного воспитания…………………………. 343 12.7. Место и значение фитнес-программ (технологий) в системе форм и методов современного телесного воспитания………………… 351 4
Стр.5
Глава 13. Физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание ………………………………………………….. 13.3. Физкультурно-двигательное воспитание, образование и обучение (в узком смысле) …………………………………………………….. 13.4. Формы и методы базисного физкультурно-двигательного воспитания…………………………………………………………….. 369 13.1. Общее понятие физкультурно-двигательного воспитания ……….. 369 13.2. Основные направления и элементы физкультурно-двигательного воспитания……………………………………………………………. 371 381 382 13.5. Формы и методы ценностно-ориентированного физкультурнодвигательного воспитания …………………………………………… 404 Глава 14. Спортивное воспитание ……………………………………… …. 409 14.1. Понятие, основные направления и элементы спортивного воспитания……………………………………………………………… 410 14.2. Проблема ценностной ориентации современного спортивного воспитания …………………………………………………………. …. 416 14.3. Спортивное воспитание, образование, обучение (в узком смысле) ……………………………………………………….. 14.4. Методы спортивного воспитания ……………………………………. 429 430 Заключение………………………………………………………………………… 438 Литература………………………………………………………………………………… 444 Именной указатель………………………………………………………………………… 518 5
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время все более осознается положение о том, что важную роль в активном, целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание. Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов [см.: Бальсевич, 2002б; Бальсевич, Лубышева, Комков, Шелков, 2006; Григорьев, 2004; Евсеев, Романова, Аксенова, Комков, 2006; Комков, Гаврилов, Кириллова, Малинин, 2006; Лукьяненко В.П., 2007а; Мотукеев, 2011а, б, 2012а, б, в; Сайкина, 2008; Система… 2012; Столяров, 2012б, в, 2013а, б, в; Столяров, Бальсевич, Моченов, Лубышева, 2009; Фетисов, 2003; Motukeev, 2008 и др.] современная система этой педагогической деятельности является недостаточно эффективной. Практически во всех странах наблюдается критика современного физического воспитания, особенно в учебных заведениях. Высказывается мнение о том, что «многие школьные программы физвоспитания во всем мире находятся в глубоком кризисе» [Эндрюс, 1993, c. 46] и даже говорится о «всемирном кризисе физического воспитания в школах» и других учебных заведениях [Hardman, 1993, 1994, 1995, 1997]. Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы физического воспитания. «Сегодня несомненным является, – пишет Ю.М. Николаев, – что мы подошли к рубежу, когда важен выбор стратегии развития физической культуры и физкультурного образования на ближайшие десятилетия. И от этого выбора будут зависеть реальное продвижение вперёд в этих важнейших направлениях деятельности общества и отдельной личности, в целом престиж сферы физической культуры» [Николаев, 2011, с. 96-97]. По общему признанию, в существенном обновлении нуждается и теория физического воспитания. В данной монографии излагается разработанная автором инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания под названием «общая теория комплексного физического воспитания». Она основана на результатах многолетней (с 1959 г.) разработки автором логикометодологических и других проблем общей философии, а с 1972 года комплекса философских, социологических, культурологических и педагогических проблем физической культуры, спорта, олимпийского движения, а также физического, спортивного, олимпийского и спартианского воспитания (в разработке этих проблем участвовала и большая группа его учеников). Результаты этой исследовательской деятельности отражены в диссертациях и в более 700 научных публикациях (монографиях, учебных пособиях, статьях и т.д.) автора, а также в публикациях и диссертациях (кандидатских и докторских) его учеников: Аксенова Г.М., Аллакаевой Д.М., Баринова С.Ю., Бариновой И.В., Баюрова В.И., Богдановой Л.В., Болдова А.С., Варюшиной М.В., Вишневского В.И., Вучевой В.В., Губаревой Т.И., Гутина А.Т., Дремовой Г.В., 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.