Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 25 1955

Массовая психология (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВышеславцев
Страниц11
ID540821
АннотацияСтатья посвящена исследованию коллективной психологоии
Вышеславцев, Б. Массовая психология / Б. Вышеславцев // Грани .— 1955 .— № 25 .— С. 185-195 .— URL: https://rucont.ru/efd/540821 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вышеславцев Массовая психология Настоящее исследование может быть намечено в ряде тезисов, из которых каждый нуждается в научной проверке, в указаниях литературы и в достижении более точной формулировки. <...> Но прежде всего и больше всего он должен обладать так называемым «знанием человека», знанием человеческого характера, иначе говоря — знанием психологии. <...> Современная социология прекрасно понимает, что без психологии она просто невозможна, и притом она нуждается не в старой психологии изолированного индивида, но в психологии коллективной., Нужно признать однако, что социологи все еще пользуются психологией весьма устаревшей, преимущественно психологией индивидуального сознания, думая из атомистического взаимодействия индивидумов построить и понять сознание коллективное. <...> Многие современные социологи поняли, что коллективное сознание нельзя понять из взаимодействия сознательных индивидов, ибо здесь целое первее части (это утверждается с большой силой напр. <...> Шпанном), но никто еще не пришел к заключению, что коллективное сознание нельзя понять без коллективно-бессознательного, в котором оно укоренено, в которое оно погружено, которым оно непрерывно питается. <...> При помощи этих двух пар противоположностей: личности, как единства индивидуально-сознательного и индивидуального подсознания, с одной стороны, и социального целого, как единства коллективного сознания и коллективно-бессознательного, с другой стороны, — современная аналитическая психология совершенно по новому решает все вопросы социологии и переворачивает все ее здание. <...> Социальное целое есть на самом деле единство взаимно проницающих противоположностей индивидуального и коллективного, причем эти противоположности равноценны и равноправны. <...> Тард, Зиммель и даже Макс Вебер понимают коллективное сознание по методу Гоббса, как взаимодействие сознательных индивидуумов, т. е. атомистически. <...> Для нас спор разрешается так: Отмар <...>