Марко i Творческий облик Андре Жида (t 21 . <...> Даже из этих отрывочных и неопределенных мнений можно заключить, что Жид как личность затмевает Жида-писателя и что в истории человеческого духа он займет более видное место, чем в истории литературы. <...> Жид сам сознавался, что ему «в невероятной степени недостает гения» (Д. <...> № 13 ГРАН И (особенно «Блудный сын», «Тесные врата» и «Пасторальная симфония»). <...> Поэтому приходится быть осторожным в суждениях; Жид дает высказаться как своему ангелу, так и своему демону. <...> Жид не автор для ленивых и менее, чем ктолибо другой, он разжевывает и «объясняет». <...> Жида называли «развратителем юношества», «еретиком», даже виновником поражения Франции в последнюю войну. <...> «Земные явства» по выходе были отмечены только двумя рецензиями (написанными его друзьями), а через двенадцать лет юношество зачитывалось этой книгой. <...> В 1902 г. вышла повесть Жида «Имморалист», которую некоторые считают одним из его шедевров. <...> В этом его поддерживает Мсналк, последовательный имморалист, проповедующий голое наслаждение в своем учении о неповторимых минутах. <...> Следующую повесть «Тесные врата» Жид выпустил в 1909 г. Она имела успех, но обескуражила критиков, которые не ожидали такой, казалось бы, совсем противоположной «Имморалисту» вещи. <...> Герои повести •— Жером и Алисса — с детства любят друг друга; они жених и невеста. <...> Алисса же для него — terra incognita- Ей от природы свойственно стремление к совершенству; кроме того, пережитое ею в детстве бегство матери с любовником толкнуло к преувеличенной добродетельности. <...> С художественной точки зрения «Тесные врата», может быть, лучшее произведение Жида. <...> По этой сюжетной канве шагает целая вереница действующих лиц: наивный Флерпссуар, который едет в Рим освобождать папу, становится игрушкой в руках шайки и наконец совсем нелепо погибает, вытолкнутый из поезда незнакомцем; тартюфообразный писатель Баралю, не чуждый, однако, припадков свободомыслия, творец скверных, но полных <...>