Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Регионоведение и международные отношения: курсовые и дипломные работы: учеб.-метод. пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколова Флёра Харисовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц100
ID531365
Аннотацияпособии представлены требования к подготовке и защите курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций, программа соответствующего учебного курса, основы методологии и методики научного творчества, правила оформления результатов научного исследования. Даны примерные темы курсовых и дипломных работ, образцы оформления необходимых документов.
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлениям подготовки «регионоведение», «зарубежное регионоведение» и «международные отношения».
ISBN978-5-88086-968-8
Соколова, Ф.Х. Регионоведение и международные отношения: курсовые и дипломные работы: учеб.-метод. пособие / Ф.Х. Соколова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2012 .— 100 с. — ISBN 978-5-88086-968-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/531365 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Ф.Х. Соколова Регионоведение и международные отношения Курсовые и дипломные работы Учебно-методическое пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2012 1 УДК 378.14+001.89(075.8) ББК 74.580.252.4я7+65.049я7 С594 Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Ю.Ф. Лукин, доктор социологических наук, профессор О.В. Овчинников Соколова, Ф. <...> С594 Регионоведение и международные отношения: курсовые и дипломные работы: учеб.-метод. пособие / Ф.Х. Соколова; Сев. <...> ISBN 978-5-88086-968-8 В пособии представлены требования к подготовке и защите курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций, программа соответствующего учебного курса, основы методологии и методики научного творчества, правила оформления результатов научного исследования. <...> Даны примерные темы курсовых и дипломных работ, образцы оформления необходимых документов. <...> На практике это осуществляется через активное вовлечение студентов в процесс научного творчества. <...> Научно-исследовательская деятельность обучающихся в высшей школе осуществляется в следующих формах: – включение элементов НИР в учебные занятия, задания, работы, предусмотренные учебными планами и программами; – выполнение лабораторных работ, подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных (творческих) работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер; – научные кружки для определения и развития научных интересов студентов для их дальнейшей работы в составе проблемных групп и индивидуально под руководством преподавателя; – проблемные исследовательские группы для коллективной разработки единой научной тематики; – участие в научных мероприятиях, выставках научного и научно-технического творчества, олимпиадах <...>
Регионоведение_и_международные_отношения_курсовые_и_дипломные_работы_учеб.-метод._пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Ф.Х. Соколова Регионоведение и международные отношения Курсовые и дипломные работы Учебно-методическое пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2012 1
Стр.1
УДК 378.14+001.89(075.8) ББК 74.580.252.4я7+65.049я7 С594 Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Ю.Ф. Лукин, доктор социологических наук, профессор О.В. Овчинников Соколова, Ф.Х. С594 Регионоведение и международные отношения: курсовые и дипломные работы: учеб.-метод. пособие / Ф.Х. Соколова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. – 100 с. ISBN 978-5-88086-968-8 В пособии представлены требования к подготовке и защите курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций, программа соответствующего учебного курса, основы методологии и методики научного творчества, правила оформления результатов научного исследования. Даны примерные темы курсовых и дипломных работ, образцы оформления необходимых документов. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «регионоведение», «зарубежное регионоведение» и «международные отношения». УДК 378.14+001.89(075.8) ББК 74.580.252.4я7+65.049я7 ISBN 978-5-88086-968-8 © Соколова Ф.Х., 2012 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2012 2
Стр.2
ВВедение Характерной чертой современной эпохи является высокий динамизм и непрерывная инновационность развития, стремительное кардинальное обновление всех сфер общественной жизни в пределах жизни одного поколения, обусловленные качественным преобразованием роли и места науки в жизни человеческого сообщества. Наука в современном мире становится не только мощным двигателем научно-технического прогресса, но, интегрируясь в производство, превращается в непосредственную производительную и социальную силу развития человеческой цивилизации. Быстрое обновление технологий, возрастание роли наукоемких производств и объема новой информации имеют следствием, с одной стороны, интеллектуализацию всех сфер общественной жизни, а с другой – ведут к быстрому устареванию научных знаний. Соответственно, в инновационном и информационном обществе, построенном на научных знаниях, возрастает роль образования, качественно видоизменяются требования, предъявляемые к человеку, вступающему в профессиональную деятельность. Сегодня особое значение придается воплощению в жизнь концепций «школы трех поколений» (современный человек должен учиться всю жизнь: получить образование, профессию, повышать квалификацию, расширять кругозор, переквалифицироваться) и «школы непрерывного обучения» (сотрудники каждой организации должны учиться на протяжении всей трудовой деятельности). Способность к самообразованию и расширению кругазора, владение приемами сбора и отбора необходимой информации, основами научного анализа и прогнозирования развития различных явлений, способность применять на практике полученные теоретические знания становятся важнейшими факторами востребованности и конкурентоспособности человека в современном мире. 3
Стр.3
В системе подготовки кадров с высшим образованием, особенно в университетской среде с ее органическим единством образовательного и научного процесса, формированию вышеизложенных умений, навыков и компетенций должно уделяться особое внимание. На практике это осуществляется через активное вовлечение студентов в процесс научного творчества. Согласно Положению о научно-иследовательской деятельности студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) научно-исследовательская деятельность осуществляется через последовательное освоение следующих уровней: – учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках и по тематике учебных планов в соответствии с образовательными стандартами; – научно-исследовательская работа студентов (НИРС) на основе их личной инициативы по научной тематике кафедр, научно-исследовательских центров и лабораторий; – научная профессионализация студентов (НПС) – научноисследовательская работа, выполняемая на старших курсах и в магистратуре по индивидуально определенной проблематике в качестве научно-методической подготовки к научно-исследовательской работе (НИР) как профессиональной деятельности и в рамках тематики научных школ и направлений. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в высшей школе осуществляется в следующих формах: – включение элементов НИР в учебные занятия, задания, работы, предусмотренные учебными планами и программами; – выполнение лабораторных работ, подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных (творческих) работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер; – научные кружки для определения и развития научных интересов студентов для их дальнейшей работы в составе проблемных групп и индивидуально под руководством преподавателя; – проблемные исследовательские группы для коллективной разработки единой научной тематики; – участие в научных мероприятиях, выставках научного и научно-технического творчества, олимпиадах и конкурсах различных уровней; – инициативные научно-исследовательские, технические, инновационные, экономические и иные творческие объединения, в том 4
Стр.4
числе дистанционные, на основе современных сетевых информационно-компьютерных технологий; – коллективные комплексные или междисциплинарные работы студентов; – подготовка исследовательских работ для освоения и углубления постановки определенной проблемы под руководством одного преподавателя со специализацией по его тематике в продолжение всего времени обучения в вузе; – непосредственное участие студентов и студенческих коллективов в выполнении НИР, в научных экспедициях по планам институтов, кафедр, научных центров и лабораторий, а также по проблематике темпланов, договоров со сторонними предприятиями и организациями, целевым и иным научным программам, инновационным разработкам, договорам о творческом содружестве, грантам и т.п., а также на базе научных и других организаций, академий, учреждений, фирм и т.п.; – преподавательская и наставническая деятельность в учебнонаучных кружках, курсах, школах и секциях, станциях юных техников и т.п. для распространения знаний в области науки, техники и культуры среди учащихся средних учебных заведений; – научные и научно-методологические семинары, в том числе совместно с аспирантами, докторантами, соискателями, преподавателями и научными сотрудниками. Однако в действительности, включаясь в процесс научного творчества, студенты нередко слабо владеют элементарными навыками исследовательской деятельности. Подготовка научных докладов, выполнение текущих учебно-научных и выпускных квалификационных работ часто сводится к компиляции, то есть составлению какого-нибудь текста путем механического заимствования всех данных из чужих исследований без самостоятельной работы над первоисточником и авторской интерпретации проблемы. Студенты, как правило, не владеют навыками комплексного поиска научной информации, ограничиваясь Интернет-ресурсами, не имеют представления о требованиях, предъявляемых к научному тексту и его структуре, не владеют приемами и методами научной обработки и интерпретации найденной информации, не умеют оформлять результаты собственного научного исследования. Методика выполнения выпускной квалификационной работы преподается, как правило, на последнем курсе обучения, что не 5
Стр.5
позволяет своевременно познакомить студентов с предъявляемыми к этой работе требованиями. Поэтому в настоящем учебном пособии предпринята попытка в систематизированном виде представить порядок и правила выполнения текущих учебно-научных и выпускных квалификационных работ, ознакомить студентов с основами научного творчества. 6
Стр.6
Оглавление Введение .................................................................................................... часть 1. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ 1.1. Общие положения......................................................................... 1.2. Квалификационные требования ................................................ 1.3. Организация выполнения курсовых и дипломных работ ...... 1.3.1. Курсовая работа ................................................................... 1.3.2. Дипломная работа ............................................................... 1.4. Структура и стиль научного текста ........................................... 1.5. Основы методологии научного исследования .......................... 1.6. Оформление курсовых и дипломных работ ............................. 1.7. Публичная защита учебно-научных работ ............................... часть 2. учебно-методические материалы 2.1. Методика выполнения выпускной квалификационной работы (учебная программа) .............................................................. 2.2. Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ ...................................................................................... 2.2.1. Темы курсовых работ .......................................................... 2.2.2. Темы дипломных работ (2008–2012 гг.) ............................ 2.3. Образец титульного листа курсовой работы ............................ 2.4. Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы ................................................................... 2.5 Задание для подготовки выпускной квалификационной работы ................................................................................................ 2.6. Резюме студента-выпускника .................................................... 2.7. Рубрики аннотации (план-проспекта) к выпускной квалификационной работе ......................................................................... 2.8. Образец титульного листа выпускной квалификационной работы .................................................................................... 2.9. Оформление оглавления.............................................................. 2.10. Образец оформления введения ................................................. 2.11. Оформление последней страницы ............................................ 2.12. Образец оформления рецензии на выпускную квалификационную работу ................................................................. 2.13. Анкета рецензента ...................................................................... 2.14. Образец оформления отзыва научного руководителя ............. 2.15. Примеры оформления подстрочных библиографических ссылок ......................................................................................... 2.16. Образец оформления списка использованных источников и литературы .................................................................................. 100 3 7 9 12 12 16 19 29 35 40 45 49 49 57 63 64 65 67 68 69 70 71 85 86 88 89 91 93
Стр.100