Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Ф.Х. Соколова
Регионоведение
и международные отношения
Курсовые и дипломные работы
Учебно-методическое пособие
Архангельск
ИПЦ САФУ
2012
1
Стр.1
УДК 378.14+001.89(075.8)
ББК 74.580.252.4я7+65.049я7
С594
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Ю.Ф. Лукин,
доктор социологических наук, профессор О.В. Овчинников
Соколова, Ф.Х.
С594
Регионоведение и международные отношения: курсовые и дипломные
работы: учеб.-метод. пособие / Ф.Х. Соколова; Сев. (Арктич.)
федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ,
2012. – 100 с.
ISBN 978-5-88086-968-8
В пособии представлены требования к подготовке и защите курсовых
и дипломных работ, магистерских диссертаций, программа соответствующего
учебного курса, основы методологии и методики научного
творчества, правила оформления результатов научного исследования.
Даны примерные темы курсовых и дипломных работ, образцы оформления
необходимых документов.
Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «регионоведение»,
«зарубежное регионоведение» и «международные отношения».
УДК
378.14+001.89(075.8)
ББК 74.580.252.4я7+65.049я7
ISBN 978-5-88086-968-8
© Соколова Ф.Х., 2012
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2012
2
Стр.2
ВВедение
Характерной чертой современной эпохи является высокий динамизм
и непрерывная инновационность развития, стремительное
кардинальное обновление всех сфер общественной жизни в
пределах жизни одного поколения, обусловленные качественным
преобразованием роли и места науки в жизни человеческого
сообщества. Наука в современном мире становится не только
мощным двигателем научно-технического прогресса, но, интегрируясь
в производство, превращается в непосредственную производительную
и социальную силу развития человеческой цивилизации.
Быстрое
обновление технологий, возрастание роли наукоемких
производств и объема новой информации имеют следствием, с одной
стороны, интеллектуализацию всех сфер общественной жизни,
а с другой – ведут к быстрому устареванию научных знаний.
Соответственно, в инновационном и информационном обществе,
построенном на научных знаниях, возрастает роль образования,
качественно видоизменяются требования, предъявляемые к человеку,
вступающему в профессиональную деятельность.
Сегодня особое значение придается воплощению в жизнь концепций
«школы трех поколений» (современный человек должен
учиться всю жизнь: получить образование, профессию, повышать
квалификацию, расширять кругозор, переквалифицироваться) и
«школы непрерывного обучения» (сотрудники каждой организации
должны учиться на протяжении всей трудовой деятельности).
Способность к самообразованию и расширению кругазора, владение
приемами сбора и отбора необходимой информации, основами
научного анализа и прогнозирования развития различных явлений,
способность применять на практике полученные теоретические
знания становятся важнейшими факторами востребованности
и конкурентоспособности человека в современном мире.
3
Стр.3
В системе подготовки кадров с высшим образованием, особенно
в университетской среде с ее органическим единством образовательного
и научного процесса, формированию вышеизложенных
умений, навыков и компетенций должно уделяться особое
внимание. На практике это осуществляется через активное вовлечение
студентов в процесс научного творчества.
Согласно Положению о научно-иследовательской деятельности
студентов Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова (САФУ) научно-исследовательская деятельность
осуществляется через последовательное освоение следующих
уровней:
– учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках
и по тематике учебных планов в соответствии с образовательными
стандартами;
– научно-исследовательская работа студентов (НИРС) на основе
их личной инициативы по научной тематике кафедр, научно-исследовательских
центров и лабораторий;
– научная профессионализация студентов (НПС) – научноисследовательская
работа, выполняемая на старших курсах и в
магистратуре по индивидуально определенной проблематике в
качестве научно-методической подготовки к научно-исследовательской
работе (НИР) как профессиональной деятельности и в
рамках тематики научных школ и направлений.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся в высшей
школе осуществляется в следующих формах:
– включение элементов НИР в учебные занятия, задания, работы,
предусмотренные учебными планами и программами;
– выполнение лабораторных работ, подготовка и защита курсовых
и выпускных квалификационных (творческих) работ, содержащих
элементы научных исследований или имеющих реальный
научно-исследовательский характер;
– научные кружки для определения и развития научных интересов
студентов для их дальнейшей работы в составе проблемных
групп и индивидуально под руководством преподавателя;
– проблемные исследовательские группы для коллективной
разработки единой научной тематики;
– участие в научных мероприятиях, выставках научного и научно-технического
творчества, олимпиадах и конкурсах различных
уровней;
– инициативные научно-исследовательские, технические, инновационные,
экономические и иные творческие объединения, в том
4
Стр.4
числе дистанционные, на основе современных сетевых информационно-компьютерных
технологий;
– коллективные комплексные или междисциплинарные работы
студентов;
– подготовка исследовательских работ для освоения и углубления
постановки определенной проблемы под руководством одного
преподавателя со специализацией по его тематике в продолжение
всего времени обучения в вузе;
– непосредственное участие студентов и студенческих коллективов
в выполнении НИР, в научных экспедициях по планам
институтов, кафедр, научных центров и лабораторий, а также по
проблематике темпланов, договоров со сторонними предприятиями
и организациями, целевым и иным научным программам, инновационным
разработкам, договорам о творческом содружестве,
грантам и т.п., а также на базе научных и других организаций,
академий, учреждений, фирм и т.п.;
– преподавательская и наставническая деятельность в учебнонаучных
кружках, курсах, школах и секциях, станциях юных техников
и т.п. для распространения знаний в области науки, техники
и культуры среди учащихся средних учебных заведений;
– научные и научно-методологические семинары, в том числе
совместно с аспирантами, докторантами, соискателями, преподавателями
и научными сотрудниками.
Однако в действительности, включаясь в процесс научного
творчества, студенты нередко слабо владеют элементарными навыками
исследовательской деятельности. Подготовка научных
докладов, выполнение текущих учебно-научных и выпускных
квалификационных работ часто сводится к компиляции, то есть
составлению какого-нибудь текста путем механического заимствования
всех данных из чужих исследований без самостоятельной
работы над первоисточником и авторской интерпретации
проблемы. Студенты, как правило, не владеют навыками
комплексного поиска научной информации, ограничиваясь
Интернет-ресурсами, не имеют представления о требованиях,
предъявляемых к научному тексту и его структуре, не владеют
приемами и методами научной обработки и интерпретации найденной
информации, не умеют оформлять результаты собственного
научного исследования.
Методика выполнения выпускной квалификационной работы
преподается, как правило, на последнем курсе обучения, что не
5
Стр.5
позволяет своевременно познакомить студентов с предъявляемыми
к этой работе требованиями. Поэтому в настоящем учебном
пособии предпринята попытка в систематизированном виде представить
порядок и правила выполнения текущих учебно-научных
и выпускных квалификационных работ, ознакомить студентов с
основами научного творчества.
6
Стр.6
Оглавление
Введение ....................................................................................................
часть 1. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ
1.1. Общие положения.........................................................................
1.2. Квалификационные требования ................................................
1.3. Организация выполнения курсовых и дипломных работ ......
1.3.1. Курсовая работа ...................................................................
1.3.2. Дипломная работа ...............................................................
1.4. Структура и стиль научного текста ...........................................
1.5. Основы методологии научного исследования ..........................
1.6. Оформление курсовых и дипломных работ .............................
1.7. Публичная защита учебно-научных работ ...............................
часть 2. учебно-методические материалы
2.1. Методика выполнения выпускной квалификационной работы
(учебная программа) ..............................................................
2.2. Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных
работ ......................................................................................
2.2.1. Темы курсовых работ ..........................................................
2.2.2. Темы дипломных работ (2008–2012 гг.) ............................
2.3. Образец титульного листа курсовой работы ............................
2.4. Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной
работы ...................................................................
2.5 Задание для подготовки выпускной квалификационной работы
................................................................................................
2.6. Резюме студента-выпускника ....................................................
2.7. Рубрики аннотации (план-проспекта) к выпускной квалификационной
работе .........................................................................
2.8. Образец титульного листа выпускной квалификационной
работы ....................................................................................
2.9. Оформление оглавления..............................................................
2.10. Образец оформления введения .................................................
2.11. Оформление последней страницы ............................................
2.12. Образец оформления рецензии на выпускную квалификационную
работу .................................................................
2.13. Анкета рецензента ......................................................................
2.14. Образец оформления отзыва научного руководителя .............
2.15. Примеры оформления подстрочных библиографических
ссылок .........................................................................................
2.16. Образец оформления списка использованных источников и
литературы ..................................................................................
100
3
7
9
12
12
16
19
29
35
40
45
49
49
57
63
64
65
67
68
69
70
71
85
86
88
89
91
93
Стр.100