В связи с переориентацией целей бизнеса в 80-е гг. прошлого века на рост его стоимости как более универсального показателя по сравнению с прибылью появились и новые концепции управления, среди которых концепция интеллектуального капитала, неосязаемых активов, BSC и т.п. <...> Преимуществам целевой направленности бизнеса на максимизацию его стоимости посвящено множество статей, и результаты эмпирических исследований, прежде всего зарубежных, не оставляют сомнений в том, что собственники в целом поощряют те действия менеджеров, которые повышают стоимость бизнеса. <...> Исходя из этого, затраты компаний на повышение квалификации персонала, улучшение бизнес-процессов, маркетинг, создание брендов, повышение лояльности клиентов и т.п. стали назваться инвестициями, отдача от которых часто имеет место в виде потенциального или фактического роста стоимости акций компаний. <...> В настоящее время понятие «инвестиции» применительно к подобным затратам стало общепринятым, в том числе для непубличных компаний. <...> Однако проблема оценки эффективности этих инвестиций пока не решена. <...> Это сделало актуальными исследования, связанные с потребностью практики в расчете экономической отдачи отданных инвестиций, и в этом направлении за последние 15-20 лет выработано значительное количество показателей и методик. <...> Продолжающиеся дискуссии и появление новых методик свидетельствуют о том, что имеющиеся показатели не вполне удовлетворяют как собственников, так и менеджеров. <...> В настоящей статье изложена методика автора, учитывающая недостатки имеющихся методик, а также особенности российских предприятий. <...> Методика основана на общих принципах оценки эффективности инвестиций, которые разработаны для инвестиций с капитальными вложениями. <...> Однако при этом автором определены и учтены все особенности инвестиций, для которых не требуются капитальные вложения. <...> Методика апробирована, применяется для обоснования управленческих решений <...>