В данной статье рассматриваются результаты опроса российских предпринимателей малого и среднего бизнеса, проведённого в 2014 году. <...> Наше исследование выявило зрелость и ответственность бизнесменов, позволяющую им преодолевать экономические кризисы. <...> Как показал анализ, термин «бизнес» до сих пор встречает настороженное отношение как в российском обществе, так даже среди самих предпринимателей, хотя 47% участников опроса засвидетельствовали улучшение отношения общества к бизнесу. <...> Настоящее исследование раскрывает следующие аспекты современного российского бизнеса: цели и мотивы предпринимателей, что именно приносит им радость в бизнесе, социальная ответственность малого и среднего бизнеса, отношения предпринимателей к конкурентам, прикладные аспекты нравственности в России, инновации в предпринимательской деятельности, планирование бизнеса, взаимодействие бизнеса и государства, трудности осуществления предпринимательской деятельности и основные ресурсы современного бизнеса. <...> Кроме того, респонденты сформулировали ряд советов начинающим предпринимателям. <...> Исследование проводилось с использованием трёх методов: устный опрос респондентов (формализованные интервью), письменный опрос и литературный обзор российских и англоязычных источников. <...> Научным вкладом статьи можно считать выяснение факторов высокой удовлетворённости профессией российскими предпринимателями (выявление причин счастья/радости в бизнесе), уточнение нравственных принципов российского бизнеса в современных условиях, прояснение инновационного процесса в российском малом и среднем бизнесе и установление зависимости степени развитости КСО в малом и среднем бизнесе от стажа предпринимательской деятельности владельца предприятия. <...> Для публикации полных результатов исследования в одном журнале статья была разделена на три части. <...> В этом номере публикуется первая часть, содержащая литературный обзор, методику <...>