Данная статья посвящена анализу роли железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок Российской Федерации. <...> Авторами показано, что, несмотря на растущий уровень конкуренции со стороны автомобильного транспорта, железнодорожный транспорт в лице ОАО «РЖД» остается национальным монополистом в секторах массовых перевозок промышленных грузов, а также в секторе дальних перевозок. <...> При этом межстрановые сравнения свидетельствуют, что данное положение вещей объективно обусловлено географическими и технологическими факторами и характерно для транспортных систем большинства стран, обладающих сравнимыми с Россией территориями (Казахстан, Канада, США). <...> На основании проведенного анализа делается вывод о необходимости стоить транспортную политику страны, ориентированную, главным образом, на развитие путевой инфраструктуры железнодорожного транспорта с целью исключения возможных инфраструктурных ограничений социально-экономическому развитию регионов страны Данная статья написана в рамках выполнения темы НИР «Анализ и оценка эффективности функционирования системы железнодорожного транспорта и рынка электроэнергетики в России» госзадания РАНХиГС (приказ Ректора Академии ВА. <...>