УДК 1(02) ББК 87.3я73 ISBN 978-5-88838-896-9 © Максимов А.М., Беляев И.А., Лутцев М.В., Габдуллин И.Р., Гончарова В.А., Грызова У.И., Писарчик Л.Ю., Писарчик Т.П., 2014 © Издательский центр ОГАУ, 2014 ВВЕДЕНИЕ Причиной, побудившей авторов данного пособия к его написанию, стало их стремление обеспечить достаточно полное, четкое и в то же время предельно лаконичное раскрытие содержания философии как учебной дисциплины. <...> Представления о бытии в истории философской мысли. <...> 1 Представления о бытии в истории философской мысли В истории философской мысли обнаруживается множество попыток раскрытия тайн бытия. <...> В частности, представители философских школ Древней Индии и Древнего Китая рассматривали вопросы о существовании и несуществовании, а также о сущности бытия. <...> Древнеиндийские мыслители обращались к проблемам бытия в философских книгах под названием «Упанишады», которые входили в состав Вед. <...> Сама же материя, по учению этой школы, состоит из четырех элементов – воздуха, огня, воды и земли. <...> 51. ну бытия, и только в этом есть смысл их жизни и стремления к совершенству. <...> В Древнем Китае наиболее развитое учение о сущности бытия было создано в рамках школы даосизма. <...> Форма и есть сущность бытия, она дает всему материальному дух, жизнь, движение. <...> Не будучи небытием, материя не является и сущностью бытия. <...> По сути дела, он отождествляет бытие с Богом, полагая его божественным добром и светом. <...> Так, Фома Аквинский уделял большое внимание проблеме бытия. <...> Более всего бытия, то есть божественного добра, в человеке, обладающем душой. <...> В XVII в. проблемой бытия занимались такие мыслители, как Р. <...> В частности, Декарт полагал, что субстанция и является основой всего существующего. <...> Своим подходом к материи Декарт сделал ее предметом исследования математики и механики. <...> Не случайно Декарт стал создателем аналитической геометрии и системы координат. <...> устраняет декартовский дуализм в учении о субстанции и отстаивает монистическую точку зрения, предполагающую <...>
Философия._Учебное_пособие.Ч.2-я._Проблемы_философии..pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОСОФИЯ
Часть 2
Проблемы философии
Учебное пособие
Оренбург
Издательский центр ОГАУ
2014
Стр.1
УДК 1(02)
ББК 87.3я73
Ф 56
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО
«Оренбургский государственный аграрный университет» (председатель совета –
В. В. Каракулев).
Рассмотрено и одобрено к изданию решением методической комиссии
юридического факультета ОГАУ (протокол № 11 от 26.06.2014 г.).
Авторы:
А. М. Максимов (введение, главы 1, 3, 4, 5, 6, 8, заключение); И. А. Беляев
(введение, главы 1, 3, 4, 5, 6, 8, заключение); М. В. Лутцев (глава 8); Л. Ю. Писар
чик (главы 1, 3, 4); Т. Ю. Писарчик (главы 1, 3, 4); И. Р. Габдуллин (глава
2); У. И. Грызова (глава 7); В. А. Гончарова (глава 7).
Рецензенты:
Пивоваров Д. В. – доктор философских наук, профессор;
Ефименко М. Н. – доктор философских наук, профессор.
Философия : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 Проблемы философии /
Ф 56
под ред. А. М. Максимова, И. А. Беляева. – Оренбург : Издательский
центр ОГАУ, 2014. – 134 с.
ISBN 978-5-88838-896-9
Вторая часть учебного пособия посвящена рассмотрению проблем, разработка
которых составляет предмет философии.
Для студентов высших учебных заведений, проходящих подготовку по
образовательным программам бакалавров нефилософских специальностей.
Может быть использовано и учащимися средних специальных учебных заведений.
УДК
1(02)
ББК 87.3я73
ISBN 978-5-88838-896-9
© Максимов А.М., Беляев И.А.,
Лутцев М.В., Габдуллин И.Р.,
Гончарова В.А., Грызова У.И.,
Писарчик Л.Ю., Писарчик Т.П., 2014
© Издательский центр ОГАУ, 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Причиной, побудившей авторов данного пособия к его написанию, стало
их стремление обеспечить достаточно полное, четкое и в то же время
предельно лаконичное раскрытие содержания философии как учебной дисциплины.
Цель
второй части пособия состоит в способствовании эффективному
формированию компетенций студентов за счет их приобщения к систематическому
философскому знанию. Эта часть содержит сведения о мировоззренческих
смысложизненных проблемах, которые стояли перед человечеством
в прошлом, волнуют его сейчас и с большой вероятностью будут
актуальными в обозримом будущем.
Данная часть пособия призвана способствовать решению таких задач,
как:
– ознакомление студентов с проблемами, разработка которых составляет
предмет философии, и с некоторыми из наиболее известных вариантов
их решения;
– приобретение студентами умений ориентироваться в учебном материале,
формирование целостных представлений о действительности,
о единстве и противоречиях, свойственных ее многообразным проявлениям;
– овладение студентами навыками жизненного самоопределения, нахождения
достойных вариантов действия в разнообразных ситуациях;
– развитие у студентов философского мировидения, способности
и склонности к анализу и осмыслению тех проблем, которые возникают
и будут возникать в их повседневной жизни и профессиональной деятельности.
3
Стр.3