© 2012 Т.Н.Токарева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 29 сентября 2012 года Аннотация: В статье анализируются повести А. Гайдара <...> 1930-х годов, разрабатывающие сюжет испытания героя, который вошел составной частью в сюжет детства писателя. <...> Пафос разоблачения коснулся и детской литературы советского времени в первую очередь благодаря ее «воспитательному» акценту и той репутации, которая сложилась у нее в официальной советской критике. <...> В этой же дискуссии были сформулированы ее ведущие проблемы – «исследование детской литературы как полноправной части литературного процесса в целом» и изучение ее поэтики, так как «недостаточно исследованы применительно к детской литературе такие ее аспекты, как сюжеты, конфликты, ценностные ориентации» [1,279]. <...> (псевдоним А.П. Голикова, 19041941) принадлежит к числу официально признанных основателей советской детской литературы. <...> Одного этого в 1990-е годы было достаточно, чтобы его произведения рассматривались по преимуществу с идеологических позиций как утверждение идей тоталитаризма в детской литературе. <...> Как полноправная часть литературного процесса детская литература не могла не откликаться на сюжеты времени, его конфликты, проблематику. <...> Детский писатель должен был создать собственный образ детства. <...> Потому «план воспитания» в его произведениях связан с социальным, с теми проблемами, которыми жило общество в целом. <...> Игры детей революционного времени, их повседневная жизнь, связанная с решением бытовых проблем, делали их равноправными участниками нередко совсем не детских сюжетов. <...> . Такая же опасность грозит Димке, его матери и брату от дезертира Головеня, который «злой, дерется». <...> В сознании Димки банда и Головень никак не вписываются в мирную жизнь деревни, где вечерами «огромным красноватым кругом» заходит солнце, «не торопясь, точно любуясь широким покоем отдыхающей земли». <...> Димка играет рядом с сараями, где когда-то расстреляли людей <...>