: «УЗОРЫ», «НИТЬ», «ПЛЕТЕНИЕ» © 2011 Е. Ю. Куликова Институт филологии Сибирского отделения РАН Поступила в редакцию 10 октября 2010 года Аннотация: Рассматривается «вийоновский текст» в лирике О. Мандельштама <...> Мотивный комплекс, связанный с именем и судьбой французского поэта (узор, плетение, нить, паук, паутина), увиден в стихотворениях Мандельштама «На бледно-голубой эмали…», «Дыхание», «Бесшумное веретено…», «Когда удар с ударами встречается…», «На перламутровый челнок…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…» и др. <...> ВВЕДЕНИЕ Обращение к судьбе и творчеству французского поэта Франсуа Вийона для О. Мандельштама <...> не случайно: для него «Виллон… важен не как историческая индивидуальность, а как повторяющийся тип поэта: Виллон был прообразом Верлена, а Верлен был осознанным образцом самого Мандельштама» [1, 275]. <...> Вийон – один из четырех краеугольных камней акмеизма» [2, 197]. <...> История, рассказанная Мандельштамом о Вийоне, – это миф, который отражается не только в статье «Франсуа Виллон», но и в стихотворениях «Чтоб, приятель и ветра и капель», «Довольно кукситься! <...> «Виллон в сознании всей новоевропейской культуры, – пишет М.Л. Гаспаров, – это, конечно, не исторический Виллон, а романтический миф о Виллоне» [1, 274]. <...> В качестве материала нами использован «вийоновский текст» Мандельштама – группа произведений, в которых значимую роль играют отсылки к фигуре французского поэта. <...> РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ В статье «Франсуа Виллон» Мандельштам предложил несколько основных характеристик французского поэта. <...> Одна из самых важных черт – динамичность средневековой готики, унаследованная «школяром». <...> Для Мандельштама образ Вийона ассоциируется с понятием готики (Вийон «рядом с готикой жил озоруючи»). <...> Соединение с образом «бедного школяра» готики, динамики, строительства (метафорического заполнения пустоты) помогает понять нюансы значений готики для Мандельштама: «Физиология готики… заменила <...>