2011, №1 УДК 070.1 СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ВРАГА НА СТРАНИЦАХ РОССИЙСКИХ СМИ (на примере российско-грузинского конфликта в августе 2008 года) © 2011 Ю.В. Белоусова Марийский государственный университет Поступила в редакцию 2 февраля 2011 года Аннотация: Статья посвящена изучению роли СМИ в создании образа врага на примере освещения конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года. <...> Автор статьи проанализировала более 300 публикаций центральных российских газет («Российская газета», «Московский комсомолец», «Советская Россия», «Новая газета»). <...> Особое внимание при этом уделялось выявлению лексических средств, которые использовались для формирования негативного образа противоположной стороны конфликта. <...> Враг – это военный, политический, идейный, религиозный и иной противник, в отношениях с которым присутствует конфликт. <...> Образ же врага – это качественная, оценочная, характеристика этого противника, сформированная в общественном сознании [1, 34]. <...> Враг и его образ могут значительно отличаться друг от друга. <...> На формирование образа врага оказывают влияние стереотипы и установки, мифы и предрассудки, присущие массовому сознанию. <...> Не стоит также забывать, что восприятие врага опосредовано многообразными источниками информации, в том числе и масс-медиа. <...> Образ врага является инвариантным компонентом духовной сферы общества во время любого военного конфликта. <...> Он помогает вызывать чувство ненависти к противнику, оправдывает собственные агрессивные действия. <...> С противником разрываются все активные контакты: дипломатические отношения, почтовое сообщение, блокируется вещание СМИ противника на собственную территорию и т.д. <...> В результате «Другой» перестает быть человеком, а становится «предметом со стороны», и в этих условиях исчезает преграда даже для любой формы деструктивности [2, 169]. <...> Особенно страшное явление – психология гражданской войны, когда поиск врага перемещается внутрь страны и понятия «Свой – Чужой» теряют <...>