2010, №2 УДК 070.1 СОДЕРЖАНИЕ (КОНТЕНТ) КАК ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИОНИРУЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМИ © 2010 А.А. Золотухин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 13 сентября 2010 года Аннотация: В статье исследуется понятие содержания СМИ с точки зрения социальной и маркетинговой коммуникации. <...> Еще в XIX веке в разных странах сложились две концепции, отразившие разные представления о предназначении журналистики и журналистов. <...> Первая – социально ориентированная – определяла журналиста как слугу общества, в определённом смысле – общественного деятеля, социального философа, политического борца, призванного освещать и всесторонне раскрывать наиболее важные проблемы действительности, отстаивать свою точку зрения, не боясь гнева властей предержащих, нищеты и лишений. <...> Эта концепция отражала гуманистическую, общественную миссию журналистики: способствовать улучшению человека и социальной практики. <...> Вторая – бизнес-ориентированная – определяла журналистику как производство, как сферу услуг, как бизнес, а журналиста представляла предпринимателем, действующим из соображений собственной выгоды и рассматривающим газету или журнал по преимуществу в качестве источника дохода. <...> Соединить эти концепции удавалось немногим исследователям, сложно было сделать это и журналистам-практикам. <...> У каждой из систем представлений обнаруживались свои © Золотухин А.А., 2010 172 профессиональные требования, к тому же эти требования часто конфликтовали, если не противоречили друг другу. <...> В отечественной журналистике традиции журналиста – производителя информационного продукта, журналиста-бизнесмена всегда были слабее, нежели журналиста-витии, журналиста – выразителя народных чаяний. <...> Сегодня многие исследователи медийных процессов говорят о необходимости гармонизации этих разных и по сути, и по направленности стратегий, а также о необходимости анализа СМИ как средства, удовлетворяющего и социальные, общественные <...>