Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2009

РАЗДРАЖЕННАЯ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ: О ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕРОЯ-МЕЧТАТЕЛЯ В «ЗАПИСКАХ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКосяков
Страниц5
ID523089
Аннотацияв статье рассматривается значение «Записок из подполья» в эволюции героямечтателя в творчестве Достоевского. Творческая составляющая образа мечтателей выделяется как главная для характеристики героев. Устанавливается закономерность рационализации человека из подполья. Рационализм подпольного человека сравнивается с мечтой ранних героев и идеей героев-идеологов
УДК882(09)
Косяков, С.А. РАЗДРАЖЕННАЯ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ: О ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕРОЯ-МЕЧТАТЕЛЯ В «ЗАПИСКАХ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» / С.А. Косяков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2009 .— №2 .— С. 60-64 .— URL: https://rucont.ru/efd/523089 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2009, №2 УДК 882(09) РАЗДРАЖЕННАЯ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ: О ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕРОЯ-МЕЧТАТЕЛЯ В «ЗАПИСКАХ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» © 2009 С.А. Косяков Оренбургский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 30 марта 2009 года Аннотация: в статье рассматривается значение «Записок из подполья» в эволюции героямечтателя в творчестве Достоевского. <...> Творческая составляющая образа мечтателей выделяется как главная для характеристики героев. <...> Рационализм подпольного человека сравнивается с мечтой ранних героев и идеей героев-идеологов. <...> В ряду произведений о мечтателях «Записки из подполья» следуют после таких ранних творений, как «Хозяйка», «Белые ночи», «Слабое сердце», «Неточка Незванова» и предшествуют «Преступлению и наказанию», «Кроткой», «Подростку». <...> В подполье герой, по его словам, находится «лет двадцать». <...> Таким образом, подпольное сознание герой обретает в середине 40-х гг. <...> Примерно в это же время Достоевский выводит героев-мечтателей (Ордынов, Мечтатель, Шумков), представляющих отличный от подпольного полюс мечтательности. <...> Ранние мечтатели были узнаваемыми лицами своей эпохи, в отличие от них подпольный человек в настоящем середины 60-х нежизнен, поскольку выражает «один из характеров протекшего недавно времени. <...> В публицистических «Петербургских летописях» Достоевский впервые определяет характер отношений мечтателя с действительностью. <...> Писатель указывает, что «действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный, золотой уголок… <...> . В своем углу обособленный герой начинает мечтать, но при этом не утрачивает ощущения ценности жизни. <...> «Тогда в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию» (18,32). <...> Красоту действительной жизни мечтателю заменяют «наслаждения, доставляемые его своевольной фантазиею <...>