2009, №2 УДК 882(09) РАЗДРАЖЕННАЯ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ: О ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕРОЯ-МЕЧТАТЕЛЯ В «ЗАПИСКАХ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» © 2009 С.А. Косяков Оренбургский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 30 марта 2009 года Аннотация: в статье рассматривается значение «Записок из подполья» в эволюции героямечтателя в творчестве Достоевского. <...> Творческая составляющая образа мечтателей выделяется как главная для характеристики героев. <...> Рационализм подпольного человека сравнивается с мечтой ранних героев и идеей героев-идеологов. <...> В ряду произведений о мечтателях «Записки из подполья» следуют после таких ранних творений, как «Хозяйка», «Белые ночи», «Слабое сердце», «Неточка Незванова» и предшествуют «Преступлению и наказанию», «Кроткой», «Подростку». <...> В подполье герой, по его словам, находится «лет двадцать». <...> Таким образом, подпольное сознание герой обретает в середине 40-х гг. <...> Примерно в это же время Достоевский выводит героев-мечтателей (Ордынов, Мечтатель, Шумков), представляющих отличный от подпольного полюс мечтательности. <...> Ранние мечтатели были узнаваемыми лицами своей эпохи, в отличие от них подпольный человек в настоящем середины 60-х нежизнен, поскольку выражает «один из характеров протекшего недавно времени. <...> В публицистических «Петербургских летописях» Достоевский впервые определяет характер отношений мечтателя с действительностью. <...> Писатель указывает, что «действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный, золотой уголок… <...> . В своем углу обособленный герой начинает мечтать, но при этом не утрачивает ощущения ценности жизни. <...> «Тогда в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию» (18,32). <...> Красоту действительной жизни мечтателю заменяют «наслаждения, доставляемые его своевольной фантазиею <...>