АННЕНКОВА В КНИГЕ «ДНЕВНИК МОИХ ВСТРЕЧ: ЦИКЛ ТРАГЕДИЙ» © 2008 Д.А. Скобелев Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 3 ноября 2008 Аннотация: статья посвящается рассмотрению эстетической рефлексии Ю.П. Анненкова на материале его документальной прозы «Дневник моих встреч: Цикл трагедий». <...> Автор статьи определяет манеру самоопределения и самооценки писателя применительно к творческой свободе или политической зависимости указанных деятелей искусства. <...> Пожалуй, самым известным литературным произведением знаменитого русского художника и писателя Ю.П. Анненкова является мемуарнодокументальная книга «Дневник моих встреч: Цикл трагедий», впервые вышедшая в 1966 г. в Нью-Йорке. <...> Анненков оставил послереволюционную Россию и большую часть своей жизни провел в Париже. <...> «Дневник…» является циклом очерков или эссе, в которых содержится интереснейшая информация о знаменитых поэтах, писателях, музыкантах, живописцах начала ХХ в. <...> Сам автор определяет свою творческую задачу следующим образом: © Скобелев Д.А., 2008 «Здесь просто записаны мои впечатления и чувства, сохранившиеся от наших встреч, дружбы, творчества, труда, надежд, безнадежности и расставаний» [1, 19]. <...> Отделено ли искусство от истории и социальных потрясений, может ли художник работать в условиях идеологического давления со стороны власти – эти вопросы задает себе Анненков, и они входят в сферу эстетической рефлексии художника. <...> Под эстетической рефлексией мы вслед за исследователем Д.П. Баком понимаем «самосознание литературного творчества» [2, 4] и творчества вообще. <...> В данной работе мы остановимся на одном из важных аспектов анненковской рефлексии – примерах «”ангажированной” политизации художественного творчества» [3, 11] и «неангажированного» свободного искусства. <...> «Дневник…» содержит большое количество очерков – портретов, в которых рисуются образы выдающихся русских деятелей искусства – БлоВЕСТНИК <...>