2008, № 1 попУляризаторсКая КритиКа КаК стрУКтУрНо-фУНКциоНальНая Часть «толстого» жУрНала © 2008 О.Г. Шильникова Волгоградский государственный университет Типологическая идентификация популяризаторских критических материалов – одна из мало освещенных в литературоведении проблем. <...> Зачастую работы подобного плана вообще не относят к собственно критическому творчеству либо считают не вполне полноценным суррогатным его вариантом. <...> И потому они редко становятся объектом научного наблюдения и недостаточно учитываются в процессе изучения индивидуальных критических систем. <...> Функционирование в журнальном контексте вынуждало критику вырабатывать такие формы, которые, позволяя ей оставаться в собственных «родовых» границах, одновременно отвечали бы потребностям периодического издания как суверенного печатного органа, имеющего свое лицо и стремящегося воздействовать на публику в заданном направлении. <...> Одной из журнальных модификаций литературной критики ХIХ ляется ее популяризаторский вариант. IХ в. явявПо своему предмету (литературное произведение и его автор), целям (регулирование художественных информационных потоков и установление коммуникативных отношений «писатель – произведение – читатель – общество»), аудиторной составляющей (широкие читательские массы, а не узкий круг специалистов), основным приемам и направлениям деятельности (различные формы разбора, интерпретации и оценки художественных явлений), по типу мышления (логико-интеллектуальное постижение текста с опорой на эмоционально-чувственное интуитивное его восприятие) популяризаторская критика идентична литературной критике в общепринятом смысле данного термина. <...> Собственно критика формирует свой дискурс за счет творческого продуцирования оригинальной концепции художественности, вырабатывает новаторские идеи и подходы, предлагает новые трактовки произведений и литературного процесса. <...> Он не создает абсолютно <...>