2008, № 1 ромаНтиЧесКая и НеоромаНтиЧесКая модели пУБлицистиЧесКого теКста (На примере аНглоязыЧНой пУБлицистиКи XiX В.) <...> © 2008 В.В. Хорольский Воронежский государственный университет Изучение публицистического текста (ПТ) и публицистического дискурса (ПД), как и анализ художественных произведений, созданных в эпоху романтических исканий начала Х1Х в., а с оговорками – и вообще всего позапрошлого века, нельзя представить без культурологического анализа самой модели текстопорождения, основанной на противоречии мечты и реальности, на романтических антиномиях “прекрасное – уродливое”, “возвышенное – низменное”, “культура – природа”, “история – современность” и т. д. <...> Принципиальная непроясненность параметров, наличие “неоформившихся” течений, разнородных элементов и эклектических принципов в творчестве публицистов XIX века затрудняют вычленение какого-то единого типа романтической публицистики, хотя отграничить ее от реализма или символизма необходимо и достаточно просто. <...> Разграничивать типы публицистики целесообразно не столько с помощью сопоставления сюжетов, тем, проблем и идей, сколько на основании разных экспрессивно-стилевых моделей (ЭСМ), преобладающих в том или ином идейно-художественном направлении. <...> ЭСМ – соединение ожидаемого и неожиданного, своего и чужого, плана выражения и плана содержания. <...> ЭСМ совпадает во многом с композиционно-стилевой моделью, которая “отвечает” за эстетическое завершение целого. <...> А из этой аксиомы вытекает следствие: самобытно-индивидуальные и излишне стилистически маркированные тексты, а тем более тексты, где идеалом является экстравагантный стиль изложения, в газете по определению (в отличие от текстов искусства) не могут преобладать количественно, в этом случае исследователи ЭСМ имеют дело гораздо чаще с функциональными языковыми стилями, с клишированными образцами речевых актов, хотя и авторское начало, конечно же, никогда не выпадает <...>