Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2008

БАЛАГАН КАК «ТЕКСТ О СИМВОЛИЗМЕ» (ПО ПЬЕСЕ Ф. СОЛОГУБА «НОЧНЫЕ ПЛЯСКИ») (90,00 руб.)

0   0
Первый авторШевченко
Страниц4
ID522970
АннотацияРусскому символизму на всех этапах его развития было свойственно внимание к «чужому» тексту: мифу, сказке, легенде, фольклорному театру, мировой литературе. Причины подобной заинтересованности символизма в «тексте культуры» коренятся в «панэстетизме» символистов, т. е. «восприятии и художественном воссоздании мира как, в основе своей, “эстетического феномена”, и в свете тех или иных эстетических представлений» [2, 178]. Символизму, в связи со свойственным ему «панэстетическим» отношением к миру, на ранней и особенно на завершающей стадии его развития было присуще понимание искусства и культуры в целом как высшей ценности.
Шевченко, Е.С. БАЛАГАН КАК «ТЕКСТ О СИМВОЛИЗМЕ» (ПО ПЬЕСЕ Ф. СОЛОГУБА «НОЧНЫЕ ПЛЯСКИ») / Е.С. Шевченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2008 .— №1 .— С. 156-159 .— URL: https://rucont.ru/efd/522970 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шевченко самарский государственный университет Русскому символизму на всех этапах его развития было свойственно внимание к «чужому» тексту: мифу, сказке, легенде, фольклорному театру, мировой литературе. <...> Причины подобной заинтересованности символизма в «тексте культуры» коренятся в «панэстетизме» символистов, т. е. «восприятии и художественном воссоздании мира как, в основе своей, “эстетического феномена”, и в свете тех или иных эстетических представлений» [2, 178]. <...> Символизму, в связи со свойственным ему «панэстетическим» отношением к миру, на ранней и особенно на завершающей стадии его развития было присуще понимание искусства и культуры в целом как высшей ценности. <...> В начале пути представление символистов о «самоценности» искусства и культуры было обусловлено поисками собственной идентичности и, в связи с этим, желанием и необходимостью противопоставить собственное творчество и собственное искусство «утилитарному» искусству прошлого. <...> Еще острее испытал потребность в авторефлексии поздний символизм (1907–1910), что нашло отражение в статьях и художественных произведениях, представляющих собой автометаописания и связанных с попытками самоидентификации в кризисную эпоху. <...> Балаган был выбран символистами как структура для метаописаний преимущественно позднего символизма, что было обусловлено изменением символистского мироощущения и символистской картины мира после трагических событий первой русской революции (1905–1907). <...> В эти и последующие кризисные годы в установке модернистского искусства на культуру как таковую, античность и миф акцент переместился на народную культуру города, культуру городских «низов» [1, 185-186], что отражало «сдвинутость» картины мира и традиционной системы ценностей. <...> Сологуба «Ванька Ключник и паж Жеан» (1908) и «Ночные пляски» (1908) несут в себе все основные черты позднего, или, как определяет его О. А. Ханзен-Лёве [4], «гротескно-карнавализующего», символизма <...>