2008, № 1 простраНстВеННая КартиНа мира В раННем тВорЧестВе м. горьКого (К постаНоВКе проБлемы) © 2008 А.А. Шапошников Российский государственный социальный университет Понятия художественного пространства и времени устойчиво и по-своему традиционно выступают для научной мысли как важнейшие категории, конституирующие авторскую картину мира в художественном «космосе» писателя. <...> в этом плане не составляет исключения и неоднократно привлекало внимание в указанном аспекте, продуктивность которого представляется по-своему неисчерпаемой. <...> При этом опыт, накопленный горьковедением и литературоведческой наукой в целом, нуждается ныне в определенной систематизации, - с тем, чтобы наметить исходные понятийнотерминологические предпосылки современного исследования в контексте обширнейшей истории и теории вопроса. <...> Категориальная соотнесенность художественного пространства и художественного времени получила известное определение «хронотоп» в трудах М. М. Бахтина [4, 502]. <...> В данном случае двуплановость такого определения закладывала неизбежное противоречие в понимании доминантного - пространственного, либо временного начал при их неразрывности. <...> Показательно, что сам М. М. Бахтин, отмечавший «ведущее значение» временного начала [4, 235], сосредоточивался на анализе доминант художественного пространства - «встреча-расставание (разлука)», «дорога», «быт», «странствование», «дом», «провинциальный городок», «картина мира». <...> Эти пространственные ориентиры, в отличие от абстрактного восприятия временной перспективы, конкретизируют модель аналитической трактовки литературных произведений. <...> Знаменательна в этом плане оценка пространства и времени в «Закате Европы» О. Шпенглера <...> В работе «Формы времени и хронотопа в романе» М. М. Бахтин также определяет хронотоп «как преимущественную материализацию времени в пространстве» [4, 399], тем самым признавая, по сути, приоритет пространства по отношению к времени <...>